Яндекс.Метрика СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ МЕДИКОВ

Каждый слышит то, что понимает. Гете

Статистика посещаемости БИОМЕТРИКИ

16.05.2011 г. на сайт пришло 2561 человек, открывших 3205 страниц
14.11.2011 г. на сайт пришло 2106 человек, открывших 3250 страниц
14.12.2011 г. на сайт пришло 2640 человек, открывших 3452 страницы
17.01.2012 г. на сайт пришло 2439 человек, открывших 3097 страниц
03.03.2012 г. на сайт пришло 2219 человек, открывших 3019 страниц
30.05.2012 г. на сайт пришло 3512 человек, открывших 4706 страниц
06.03.2014 г. на сайт пришло 2556 человек, открывших 3179 страниц
08.02.2015 г. на сайт пришло 2341 человек, открывших 2682
страницы

Если приходят, значит полезное находят.
 
Пишите нам на адрес

Выбрав любое изображение, кликните по нему мышкой, и Вы прочитаете о статистике ...

Редактор БИОМЕТРИКИ
В. Леонов

Яндекс
цитирования
Яндекс цитирования
 
25 наиболее популярных ссылок, посещаемых читателями нашего сайта

http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_8.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kuzbass5.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/student.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kuzbass6.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_4.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/principals.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kk.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_3.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/stat_cardio1.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/error.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/paradigma.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/index.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/freq1.htm

http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_1.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/cluster_3.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/k_s.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/edu_1.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/potencial.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/kuzbass2.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/ftp/dict/cult/gramm.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/biometrica_15.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/stat_cardio5.htm
http://www.biometrica.tomsk.ru/krasnojarsk.htm http://www.biometrica.tomsk.ru/erevan_3.html
http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_6.htm

 

Примеры результатов анализа данных в диссертациях по медицине и биологии
В.В. Половинкин
. ТОТАЛЬНАЯ МЕЗОРЕКТУМЭКТОМИЯ — ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ СРЕДНЕАМПУЛЯРНОГО И НИЖНЕАМПУЛЯРНОГО РАКА ПРЯМОЙ КИШКИ.

Н.Г. Веселовская.  КЛИНИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭПИКАРДИАЛЬНОГО ОЖИРЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОГО РИСКА.

О.Я. Васильцева. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ И ИСХОДОВ ТРОМБОЭМБОЛИИ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИИ ПО ДАННЫМ ГОСПИТАЛЬНОГО РЕГИСТРА ПАТОЛОГИИ.

В.А. Габышев.  ФИТОПЛАНКТОН КРУПНЫХ РЕК ЯКУТИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.


Последние отзывы на проведённый анализ данных

Надинская М.Ю., к.м.н., доцент кафедры пропедевтики Первого МГМУ им.И.М.Сеченова.
С сайтом www.biometrica.tomsk.ru  я познакомилась около 10 лет назад, когда в России начали широко обсуждать «доказательную медицину». На этом сайте о «доказательной медицине» не только говорили, но и предлагали её «делать», проводя современный статистический анализ данных исследований. Некоторое время назад мне представилась возможность принять участие в этом процессе. Выслала свою Базу данных и её описание в соответствии с представленными на сайте образцами, и в тот же день получила приглашение обсудить через Скайп возможности статистического решения задач моего исследования...

Левашёва Светлана Владимировна, аспирант Башкирского Государственного Медицинского Университета, г. Уфа.
Нужна грамотная и быстрая обработка материала для диссертации? Даже не сомневайтесь – Вам сюда! До обращения в Центр «БИОСТАТИСТИКА» я уже делала попытку обработать собранные мною данные (у практикующего статистика). В итоге получила результаты, о значениях которых мне так и не было дано внятного ответа...  

Коровкина Анна, врач-стоматолог, г. Калиниград.
Добрый день, уважаемые коллеги! Из всех прочитанных отзывов я поняла, что буду «первой» из профессии стоматологов. Знакомство c Леоновым Василием Петровичем произошло думаю не случайно, потому как до сих пор не могу остановится в написании научных трудов. Сайт БИОМЕТРИКА открыл для меня безграничные возможности статистической обработки данных и внедрение их в клиническую практику...

В.А. Габышев, Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутск.
Работая над докторской диссертацией, я постепенно пришел к убеждению, что мне необходимо применить современные статистические методы. Материал для своей работы собирал много лет, получился серьёзный массив данных о флористическом, ценотическом составе фитопланктона рек Восточной Сибири, о гидрохимии и других параметрах среды...

Хван Н.В., Алматы, Казахстан Уважаемые диссертанты! Хочу поделиться своим опытом сотрудничества со специалистами Центра «Биостатистика».

Гражданкина Д.В., НГМУ, Новосибирск
. Работаю я ассистентом кафедры эндокринологии Новосибирского медуниверситета. Вопрос о том, как и кому выполнять статистический анализ данных для диссертаций, статей по медицине, волновал меня довольно давно...

Веселовская Н.Г., Алтайский кардиоцентр, Барнаул. Хочется поделиться своими впечатлениями от работы с центром БИОСТАТИСТИКА. Итак, это не первое моё сотрудничество с центром. В 2006 г центром БИОСТАТИСТИКА был проведён анализ материала, который вошёл в мою кандидатскую диссертацию...  

Поддубная О.А., доктор медицинских наук, доцент кафедры Восстановительной медицины, физиотерапии и курортологии Сибирского Государственного медицинского университета

Медянникова И.В., кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии Омской государственной медицинской академии

Крупская Ю.А. (Ростов-на-Дону)

Чекмарев А.С., аспирант кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии РМАПО, член совета студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов при Министерстве Здравоохранения и Социального развития России (Москва)

Максимова С.С., с.н.с. НИИ здоровья, Якутск


Новые отзывы по дистанционному обучению статистике

Сафонова В.Р., Ханты-Мансийская госмедакадемия, кафедра нормальной и патологической физиологии 

Ванинцева Н.Н. Санкт-Петербург 

Бурмистрова Т.Г., лаборатория нарушений сердечного ритма РНПЦ Кардиология, Минск.

Карчевская К.В., Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии г. Пенза


Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика. Учебное пособие. 3-е издание. Пер. с англ. В.П. Леонова. 2015. - 216 с.
Предыдущие издания оригинала этой книги были опубликованы в 2000, 2005 и 2009 гг. Третье издание книги, как и два предыдущих, имеет целью донести до читателя основные понятия и принципы медицинской статистики, которые достаточно широко используются зарубежными медиками и биологами.

Леонов В.П. "Статистика в кардиологии. 15 лет спустя". Журнал "Медицинские технологии. Оценка и выбор", 2014, №1, с. 17-28.

Отзывы читателей обзора "Статистика в кардиологии. 15 лет спустя".

Реалии кардиологической науки в Российском кардиологическом научно-производственном комплексе. Читайте приказы ВАК № 353/нк, № 354/нк, № 355/нк об отказе в выдаче дипломов кандидата наук.

Доклад ЮНЕСКО по науке 2010 г.

Балакшина Н.Г., Кох Л.И., Леонов В.П. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИСХОДОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ГНОЙНЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИДАТКОВ МАТКИ

ГОСТ Р 50779.10-2000 «Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения», М.: Госстандарт России.

БИОМЕТРИКЕ - 15 лет! А что было раньше? И что теперь?  Леонов В.П.
15 лет... Возраст немалый... Как появился наш сайт? И стал ли он популярным?
Первоначально наш сайт был разделом на сайте Доктор.Ру, который был создан в Хабаровске. Вот как выглядел этот раздел, например, 20 июля 2001 года. Поскольку в те годы скорость передачи информации в интернете была невысокая, то для облегчения доступа к материалам БИОМЕТРИКИ мы открыли "зеркала" (копии) в таких городах, как Томск, Владивосток, Москва, Киев. В дальнейшем, когда сайт Доктор.Ру переехал в Москву, был сделан отдельный хостинг БИОМЕТРИКИ в Томске. Со временем необходимость наличия "зеркал" сайта в других городах отпала, и БИОМЕТРИКА осталась в Томске. Читатели БИОМЕТРИКИ в своих письмах часто задают вопрос о том, каковы были мотивы создания этого сайта? Чтобы немного рассказать об этом, вернёмся на 27 лет назад, в прошлое.

Применение методов статистики в кардиологии (по материалам журнала "Кардиология" за 1993-1995 гг.). Леонов В.П. Кардиология, 1998, № 1, с. 55-58. Леонов В.П. Общие проблемы применения статистики в биомедицине, или что разумнее: ДДПП или ДППД? 

Международная конференция по доказательной медицине в Ереване (18 - 20.10.2012)

В 2012 году исполнилось 10 лет со дня создания "Армянского медицинского реферативного журнала". В связи с этой датой главный редактор АМРЖ Рубен Ованесян организовал международную конференцию "Доказательная медицина в Армении: миф или реальность?". Конференция прошла в Ереване 18-20.10.2012. Ниже мы приводим материалы этой конференции

Ереванская фото-биометрика. Фоторепортаж о конференции в Ереване.
Ереванская Декларация.   YEREVAN DECLARATION.
Программа конференции. Доказательная медицина в Армении: вчера, сегодня, завтра…
Рубен Ованесян. Этические и методологические основания для основных лекарственных программ.
В.В. Власов. Президент общества специалистов доказательной медицины. Systematic reviews: a synthesis of trials or a trail of syntheses? Збыш Федорович (Zbis Fedorovicz). Проблема институционализации доказательной медицины. Бащинский С.Е., издательство Медиа Сфера Семиология, клиническая эпидемиология и доказательная медицина. Н.А. Зорин. Московское отделение ОСДМ. Современная клиническая публикация: - стандарты публикации, - дизайн исследования, - институт авторства, - конфликт интересов. Воробьев К.П. Украина, Луганск. http://www.vkp.dsip.net   Методология обсервационных исследований: достоверность и обобщаемость результатов. Климова Т.М. НИИ здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Мастер-класс. Збыш Федорович (Zbis Fedorovicz)  Программа профилактических осмотров: основания включения в программу скрининговой технологии. Е.Н. Новичкова. Центр доказательной медицины, кафедра семейной медицины ММА им. И.М.Сеченова 

Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193.

Почему и как надо учить медиков статистике?
В. Леонов.

От идеальной модели к реальной клинической практике. Круглый стол с острыми углами. Н.А. Зорин. Московское отделение ОСДМ. Конфликты интересов в медицине. Управление конфликтом интересов с использованием принципов доказательной медицины. Воробьев К.П. Украина, Луганск. http://www.vkp.dsip.net Принятие клинического решения на основе принципов научно-обоснованной медицины: идеальная модель и текущая клиническая практика. Воробьев К.П. Украина, Луганск. http://www.vkp.dsip.net


Сайт Воробьёва К.П. Авторский
ресурс
Воробьёва К.П
.

Константин ВОРОБЬЕВ: «Во всем мире клиническое решение принимает пациент»

Учебное клиническое исследование врача-интерна как способ освоения основ доказательной медицины

Количественные характеристики клинической информации

Европейская политика оценки технологий здравоохранения

ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЕКЛАРАЦИЙ

Национальные агентства оценки технологий здравоохранения в экономически развитых странах

Доказательная медицина и компетентность врача

Кафедры клинической эпидемиологии и биостатистики в рейтинговых университетах

Конфликты интересов в медицине и роль новых научных подходов в их контроле и управлении

Критерии качества клинических исследований: международные стандарты и текущая национальная практика

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА В ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Формальные критерии качества и ценности клинической информации

ФОРМАТ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПУБЛИКАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Часть 1. Сущность проблем. Часть 2. Международные рекомендации. Часть 3. Дизайн клинического исследования. Часть 4. Биостатистика. Часть 5. Авторство. Часть 6. Недобросовестная практика научных исследований.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ТРЕХ ПРОГРАММ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Проблемы вхождения технологий доказательной медицины в Украинское здравоохранение. Часть 1. Место технологий доказательной медицины в клиническом решении врача

Часть 2. Влияние технологий доказательной медицины на организацию клинической науки

Зависимость характеристик вариабельности ритма сердца при рассеянном склерозе от возраста, половой принадлежности и тяжести состояния


Авторский ресурс Зорина Н.А.


После взрыва на СХК в 1993г. в Томске и Северске увеличилась частота рождения детей с пороками развития После того, или же вследствие того?
 Enyukov I.S. Data analysis, time series forecasting, Data Mining.

ПРИКЛАДНАЯ СТАТИСТИКА XXI ВЕКА.


ВАК РФ

Практикум по современному русскому язык


Презентации к лекциям А.В.Рубановича

Основы биостатистики

Кошмар Бонферрони

Введение в мета-анализ

Прогностическая эффективность биомаркеров

Красноярская биометрика-2008(28.01.2008 - 07.02.2008)

Подготовка к семинару в Красноярске была длительной. 22 декабря 2006 г. я получил электронное письмо от ... Фоторепортаж о семинаре по биометрике в Красноярске. Как и на других семинарах по биометрике, свои впечатления от него слушатели изложили в небольших анкетах. Судя по этим отзывам, они считают полезным для себя участие в его работе.

Семинары по биометрике.
Центр БИОСТАТИСТИКА организуют выездные семинары по биометрике. В течение 10 дней читаются лекции и проводятся практические занятия на статистическом пакете. Семинар в Красноярске (28.01.2008 - 07.02.2008), летом 2007 г. в Якутске (28.05.2007 - 8.06.2007), весенний семинар в Якутске (18 - 28) 04. 2005, семинар в Иркутске (12 - 16) 02.2002, Самаре (19 - 24) 04.2004, Новокузнецке (17 - 22) 05.2004), Хинганском заповеднике (25.09 - 03.10) 2000. С предложениями об организации семинаров обращаться к редактору сайта (см. E-mail в нижней части страницы). ВАК-2007: новый председатель и старые проблемы. Кто кого? (Сокращённая версия статьи опубликована в "Независимой газете" от 11 июля 2007 г.)
Якутская биометрика-2007

Фоторепортаж о втором семинаре по биометрике в Якутске.

Впечатления участников второго семинара по биометрике в Якутске

Центр БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. (См. далее )



  Отзывы заказчиков по статистическому анализу данных


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДОСТУПНОСТИ 
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ


Содержание
Введение
1.       Обзор литературы
1.1.    Характеристика лекарственной помощи 
1.2.    Законодательные основы обеспечения лекарственной помощи
1.2.1. Законодательные основы лекарственной помощи населению Омской области 
1.3.    Типизация территориальных образований как инструмент выявления основополагающих
          проблем их развития
2.       Исследовательская часть
2.1.     Характеристика объекта исследования
2.1.1.  Географическая характеристика Омской области 
2.1.2. Характеристика медицинской помощи
2.1.3. Характеристика фармацевтической помощи
2.2.     Характеристика методов исследования
2.2.1. Результаты исследования
2.2.2. Результаты дискриминантного анализа по социально-экономическим показателям
2.2.3. Результаты дискриминантного анализа показателей,характеризующих уровень развития
          фармацевтической помощи
2.2.4. Результаты изучения взаимосвязи социально-экономических и фармацевтических  признаков
2.3.    Результаты регрессионного анализа 
          Выводы
          Список использованной литературы
          Приложение
 

Введение

Актуальность: Происходящие в России социально-экономические преобразования вносят существенные изменения в сложившийся организационный порядок гарантированного обеспечения населения фармацевтической помощью. Поэтому проводимые исследования позволяют сделать вывод о необходимости применения регионального подхода к организации и управлению лекарственным обеспечением населения, выявления сходства и различий групп районов и выделение территорий, обладающих типологическими признаками для  выравнивания и регулирования уровня и качества деятельности фармацевтической службы. Существует объективная необходимость в широком  изучении региональной типологии фармацевтической отрасли для ее оптимизации и обоснование плановых заданий и управленческих решений и соответственно, усилении междисциплинарных связей между медицинскими и фармацевтическими науками, географией, статистикой, социологией, региональной экономикой. 

Целью нашего исследования является оценка параметров фармацевтической помощи населению и выявление общих закономерностей ее доступности для отдельных территорий Омской области в соответствии с уровнем социально-экономического развития. 
          В соответствии с целью исследования предполагается осуществить:
1. Ранжирование территорий Омской области по социально-экономическим показателям и по уровню развития фармацевтической помощи;
2. Определение социально-экономических факторов, оказывающих влияние на развитие фармацевтической помощи и провести отбор наиболее значимых из них;
3. Сгруппировать районы в типовые группы по социально-экономическим показателям и по уровню развития фармацевтической помощи;
4. Выделить общее в подходах и формах решения проблемы доступности фармацевтической помощи различных территориальных образований;
5. Оценка эконометрических регрессионных уравнений отражающих взаимосвязь показателей социально-экономического состояния и уровня развития фармацевтической помощи населению области. 

Объект исследования: Качественные и количественный параметры, характеризующие уровень медицинской и фармацевтической помощи, социально-экономическую ситуацию 32 районов области и города Омска за три отчетных года (1997, 1998, 1999 г.). Исходной информацией являются статистические данные Управления Здравоохранения Омской области, Статистического управления г. Омска, Комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области.

Приемы и методы исследования: статистические методы – кластерный анализ с использованием метода Варда с евклидовой метрикой оценки межкластерного расстояния, регрессионный, дискриминантный и корреляционный анализ.

Практическая значимость: Осуществление типизации районов по основополагающим показателям имеет определенную цель – выделить общее в подходах и формах решения проблемы удовлетворенности фармацевтической помощи территориальных образований.
 

1. Обзор литературы 
1.1. Характеристика лекарственной помощи

Лекарственная помощь призвана обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высоко квалифицированных лечебных, медико-реабилитационных и профилактических услуг. Причем ответственность за медикаментозное обеспечение населения несет не только государство, но и представители фармацевтической профессии. При этом особое внимание заслуживают вопросы зависимости уровня жизни людей и их благосостояние от качества лекарственной помощи, степени совершенства этико-фармацевтических стандартов.

Современный уровень лекарственного обеспечения населения – важнейшая компонента лечебно-профилактической помощи высокого качества наряду с материально-техническим оснащением учреждений здравоохранения и профессионализмом медицинских работников. Задача обеспечения граждан высоким качеством лекарственной помощи при низкой цене на лекарства – центральная задача фармацевтической практики. Однако недостаток финансовых ресурсов, налоговое бремя, ограниченные возможности конкуренции различных форм собственности, существование бюрократических бартеров и ряд других факторов сдерживают развитие рыночных отношений в этой сфере.

Переход к рыночным отношениям предполагает использование преимущественно экономических методов управления. Применение экономических методов управления должно интенсифицировать процессы, связанные с производством, импортом и распределением лекарственных средств, повысить  качество и эффективность изготовляемых фармацевтических препаратов, совершенствовать организационно-структурные формы фармацевтической деятельности [25].

На основании этого можно выделить основные принципы повышения уровня доступности лекарственного обеспечения населения:

  1. государственный характер организации лекарственной помощи и плановое развитие на научной основе;
  2. максимальное приближение лекарственной помощи к населению и ее общедоступность;
  3. единство фармацевтической науки и практики;
  4. единство медицинской и лекарственной помощи;
  5. гарантирование со стороны государства высокого качества лекарств.
Государственный характер лекарственной помощи населению обеспечивается аптечными и лечебно-профилактическими учреждениями. Этот принцип осуществляется как забота государства о более полном удовлетворении потребностей населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, развитии сети аптек, повышением подготовки и совершенствовании фармацевтических кадров.

Принцип единства фармацевтической науки и практики в лекарственном обеспечении заключается в том, что результаты научных исследований в области здравоохранения, медицины и фармации внедряются в практику работы аптечных учреждений, способствуя совершенствованию организации лекарственной помощи населению.

Единство медицинской и лекарственной помощи заключается в совместной деятельности врачей и провизоров по определению потребности в лекарственных средствах и распределению их ресурсов, системной информации врачей о наличии медикаментов и перспективах снабжения ими [21].
Необходимо внедрить новые технологии в лекарственном обеспечении населения:

  • рациональное использование существующей материальной базы, введение самообслуживания (торговля с прилавка);
  • мотивация труда работников;
  • организация аптек-магазинов с использованием современных технологий организации продаж и формирование ассортимента (по типу супер-фарм);
  • расширение ассортимента лекарственных средств, парафармацевтической продукции, медицинских изделий и другой продукции, разрешенной для реализации из аптек;
  • создание комплексных структур производитель - оптовое звено - розничная сеть;
  • расширение мелкорозничной сети;
  • обучение специалистов для работы в условиях новых технологий и внедрение новых форм организации работы;
  • расширение сервисных услуг населению (получение лекарств или другого товара специально для больного, прием заказов по телефону на доставку лекарств, изучение клиентуры, поощрение постоянных клиентов и т. д.) [21].
Социальная ориентация фармацевтического рынка предполагает обязательное включение его в механизм специальной системы социальной защиты населения. Речь идет о тех слоях населения, которые сами не в состоянии оплачивать лекарства по их полной стоимости. В социальной защите нуждаются люди, часто и длительно болеющие хроническими заболеваниями.

Реализация концепции социально ориентированного рынка фармацевтических услуг требует переосмысления многих политических и экономических решений, разработки современных представлений о функционировании ее нерыночного сектора, ибо социальные последствия решения многих вопросов в этой сфере жизни сугубо рыночными методами известны своей негативностью. Социальная справедливость в распределении лекарств как морально-этическая категория не может быть исключена из условий действия принципов рыночной экономики. Ведь эти принципы оказываются одними из наиболее важных критериев, применяемых обществом при оценке действительности. Такой подход предполагает глубокое переосмысление позиций фармацевтического рынка по отношению к базисным правам всех людей без различия расы, пола, языка и религии.

Защита прав в области лекарственного обеспечения населения должно служить жизненным потребностям человека, его здоровью, и благосостоянию. Граждане должны  иметь реальные возможности для социальной защиты своих жизненных интересов, только при наличии этого условия можно говорить о создании основ правового государства в России. Весомую помощь в этом могут оказать приведенные и аналитические документы, регулирующие оказание медикаментозной помощи людям [25].

В настоящее время существует проблема, связанная с лекарственным обеспечением населения. Декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению зачастую не выполняется. В результате население вынуждено платить все возрастающие суммы на медицинские услуги. Лекарственная помощь из-за высоких цен на медикаменты становится мало доступной для большей части населения. Постоянно растет число лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, однако реализация этих льгот не подкреплена необходимым финансированием [15].

Доступность основных лекарств – важнейшая проблема ВОЗ, чья долгосрочная цель – обеспечение социальной справедливости в части снабжения и рационального использования качественных лекарств. Это является неотъемлемым правом каждого человека и гражданина на охрану здоровья.
Основные лекарства спасают жизнь и укрепляют здоровье. И все же миллионы людей лишены регулярного доступа к основным препаратам. В обеспечении доступности критическую роль играют 3 фактора: последовательное финансирование, приемлемые цены и надежная система снабжения. Кроме того, лекарства должны рационально выбираться, правильно использоваться и качество их должно быть гарантировано.

Последовательное финансирование: предпочтительным подходом к покрытию затрат на основные лекарственные средства является их оплата за счет общих доходов государства и социального медицинского страхования. При таком подходе достигается наибольшая социальная справедливость и солидарность; это наилучшее вложение в здоровье. Одна из многообещающих тенденций заключается в расширении сферы действия социального и медицинского страхования, увеличении их эффективности в пользу общественного здравоохранения для сельских и малообеспеченных слоев населения.
Приемлемые цены: существуют разнородные меры по сдерживанию цен на лекарственные препараты, оплачиваемые государством и в рамках программ медицинского страхования. Отпускные цены производителей можно ограничивать с помощью конкуренции, закупок в больших объемах и контроля за ценами. ВОЗ поддерживает снижение, и даже отказ от ввозных пошлин на лекарственные препараты. Равным образом необходимо обсуждать возможность снижения национальных и местных налогов и искать пути установления разумных оптовых и розничных надбавок.

Надежная система снабжения: третий критический элемент доступности основных лекарственных средств – надежное сочетание общественных и частных систем снабжения. Необходимо сочетать удачную комбинацию эффективных общественных систем, рассчитанных на снабжение всей области и параллельно действующих частных систем, обслуживающих городское население.
Таким образом, решение доступности лекарственных средств, зависит от всех трех критических факторов [1].

Характерной чертой отечественной социальной политики является расхождение между провозглашенными социальными нормами и их реализацией. Государственная  политика в отношении медицинской помощи лицемерна. Аналогичная двойственность проявляется в отношении к своему здоровью на уровне индивидуального поведения. С одной стороны, «здоровье» занимает третье  по значимости место в системе ценностей личности после «работы» и «семьи». Вместе с тем, здоровье имеет не самостоятельную ценность, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности, например, более высокого дохода, квартиры и т.п. такое поведение говорит об отсутствии у людей выбора в средствах достижения необходимых благ, и здоровье в таких условиях становится некой разменной монетой, предметом достаточно жесткой эксплуатации, особенно в жестокой социальной реальности.

Проблема улучшения здоровья населения - это, прежде всего, проблема изменения ценности здоровья, как в системе ценностей всего общества, так  и в системе ценностей личности. Пациенты пассивны в поиске информации, и поэтому не являются сегодня активными участниками лечения [12].

1.2. Законодательные основы обеспечения лекарственной помощи

Здравоохранение является особой формой деятельности государства по обеспечению прав граждан на здоровье, и в сегодняшних условиях обеспечить сбалансированность всех секторов здравоохранения независимо от форм собственности. При этом за государством должна остаться полная ответственность за обеспечение охраны здоровья граждан России и создание соответствующих условий для оптимального и эффективного функционирования системы здравоохранения в целом [14].

 Право на здоровье, в отличие от других прав человека, лишь недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. В конституциях XVIII – XIX в.в. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека провозглашались. В международном масштабе право человека на здоровье признано в 1948 г. фактически право есть право, на получение доступной медицинской и лекарственной помощи.

Принято различать право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле есть система юридических норм, выраженных в нормативных актах (законах) и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право в субъективном смысле – это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, принадлежащие им от рождения или вытекающие из нормативных актов и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования.

Основой законодательства РФ в отношении медицины и здравоохранения является конституция РФ. Исходя из нее приняты "Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ". Этот закон называется «Основы», поскольку области, республики, и проч. Субъекты РФ могут принимать свои законы, не противоречащие «Основам». На федеральном уровне принимаются частные законы, соответствующие «Основам», например, закон о лекарствах. В «Основах» определены принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской и фармацевтической помощи. Государство в «Основах» объявляет, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национального языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Одновременно руководители страны и регионов своими постановлениями определили для себя особые условия получения бесплатной высоко квалифицированной медицинской и фармацевтической помощи, восстановив бывшие при советской власти привилегии. Резкое различие между богатыми и бедными в доступе к медицинской помощи также свойственно бедным странам. В странах благополучных одним из признаков благополучия является выравнивание возможности граждан в получение медицинской помощи. Чем больше равенство в этой области, тем больше продолжительность жизни населения страны.

При обращении за медицинской помощью гражданин, в соответствие с законом имеет право на:

  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него;
  • получение квалифицированной медицинской и фармацевтической помощи;
  • выбор врача и ЛПУ [12].
В целях усиления государственного регулирования фармацевтической деятельностью и восстановление вертикальной структуры управления аптечной службой в России, в последнее время правительством предприняты определенные действия. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.99г. №347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которые включены в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств, утвержденный приказом Министерства здравоохранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.99 №393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» упорядочена система льготного обеспечения и рационального использования государственных ассигнований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.99г. №387 «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения » утверждены правила получения лицензии на вышеуказанные виды деятельности и система контроля за их использованием. Для контроля за фармацевтическим рынком разрабатывается система мониторинга, перечень отчетных статистических  показателей.
Выход указанных постановлений, а также комплекс мероприятий по их исполнению, предусматривает наличие на уровне субъекта федерации системы управления фармацевтической деятельностью, способной проводить государственную политику в этой сфере на территории субъекта федерации [35].

В связи с этими основными направлениями проведение реформы здравоохранения должно быть:
1.В области планирования.

  • переход отрасли к нормативному социальному управлению, стандартизации;
  • разработка механизма определения государственных нужд в сфере здравоохранения и приоритетов его финансирования;
  • совершенствование порядка разработки федеральных и территориальных программ здравоохранения.
2.В области финансирования.
  • совершенствование многоканального финансирования отрасли, поиск дополнительных внебюджетных источников финансирования;
  • совершенствование системы взаимодействия органов управления Здравоохранение и фонда ОМС;
  • привлечение и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов;
  • координация деятельности по финансированию здравоохранения; 
  • осуществление контроля за расходованием средств, выделяемых ведомственными службами здравоохранение.
3.В области защиты прав человека в сфере здравоохранение. 
  • создание системы защиты прав пациентов;
  • усиление социальной защищенности медицинских и фармацевтических кадров;
  • выработка новых подходов  к решению вопросов  занятости в здравоохранении и к распределению ресурсов с учетом потребности населения и современных принципов управления.
4.В области лекарственного обеспечения.
  • разработка государственной концепции лекарственного обеспечения лечебного процесса и доступности лекарственной помощи населению;
  • определение уровня поведения субъектов на фармацевтическом рынке России;
  • решение проблем льготного отпуска лекарств с помощью системы государственных контрактов на поставку медикаментов, проведение тендеров.


В настоящие время федеральные и местные бюджеты имеют свои статьи расходов на здравоохранение, в том числе и на лекарственное обеспечение. Субъекты РФ сами решают вопросы закупки необходимых им лекарственных средств. Территориальные органы исполнительной власти организуют и реализуют медицинские направления в области лекарственного обеспечения, а именно:

  • обеспечение лекарственными средствами населения и ЛПУ;
  • проведение аккредитации на право осуществления фармацевтической деятельности;
  • контроль за качеством лекарственных средств;
  • формирование и реализация заказов на закупку лекарственных средств;
  • организация информационно-методического обеспечения фармацевтических учреждений [14].
На местах заканчивается формирование сети поставщиков лекарственных средств. Наряду с государственными региональными организациями, сохраненными или вновь образованными для более рационального расходования ограниченных бюджетных средств, создание значительной сети посредников, которые выполняют важную функцию в формировании рынка лекарств в регионах. И все это нужно учитывать органам управления Здравоохранения и другими управляющим структурам.

Каковы же основные моменты, оказывающие отрицательное влияние на здравоохранение на современном этапе?
1.Отсутствие необходимой законодательной базы здравоохранения, не приняты законы, регулирующие деятельность государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, лекарственного обеспечения.
2.Недостатки системы управления здравоохранения, которые проявляются в организации разобщенности многих государственных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
3.Кризисные явления в системе финансирования отрасли, вызванные острой нехваткой бюджетных ассигнований и не оправдавшимися надеждами на ОМС, к тому же осложненные снижением эффективности использования финансовых ресурсов.
4.Негативные тенденции в демографических процессах и в целом неблагоприятный прогноз развития демографической ситуации.
5.Отход от приоритета профилактики, как основного стратегического пути развития здравоохранения (уже развивается вакцинация от гриппа).
6.Коренные изменения существовавшей многие годы государственной системы оказания медицинской помощи, вызванные изменением полномочий субъектов РФ в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Минздрав России должен проанализировать использование приемов рыночных отношений в сфере, которая ранее полностью существовала за счет государственных ассигнований, государство должно оставить за собой рычаги воздействия на ту часть социальной сферы, от которой зависит здоровье нации. К основным задачам здравоохранения и отрасли (на данном этапе):

  • недопущение снижения объемов и качества медикаментозной и лекарственной помощи;
  • обеспечение эффективного использование накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки;
  • сосредоточение финансовых и других ресурсов на развитии наиболее важных направлений здравоохранения в т.ч. через разработку федеральных целевых программ [14].
В последние годы в здравоохранении РФ происходят весьма существенные изменения, в первую очередь в структуре управления и объемах финансирования. Система здравоохранения финансируется сегодня по принципу вариантов, в то же время сохраняется затратный механизм ее функционирования. Государственная программа социальных реформ должна быть направлена на комплексное решение проблем охраны здоровья населения. Это в первую очередь нормальное жизнеобеспечение, включающее в себя здоровую экологию, рациональное питание, оптимальные условия проживания и труда, социальные гарантии для незащищенных слоев граждан и т.п.

Основными целями проведения социальных реформ в области здравоохранения является:

  • обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию медикаментозной помощи населению и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием;
  • формирование многоукладности здравоохранения с сохранением лидирующих позиций за государственной системой здравоохранения;
  • обеспечение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения, изменение объемов и порядка финансирования отрасли;
  • повышение экономической и клинической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;
  • внедрение рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли, повышение конкурентно способности отечественной государственной системы здравоохранения;
  • обеспечение защиты прав пациента на получение качественной медицинской и лекарственной помощи;
  • интеграция в мировое сообщество.
Для решения поставленных целей определены основные направления реформ. Главное – это структурная перестройка отрасли в условиях рыночной экономики и внедрения медицинского страхования с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи гражданам России [30]. Большое значение для проведения реформ имеют механизмы их реализации. Прежде всего, необходимо получить четкие государственные гарантии по правовому и экономическому обеспечению реформы отрасли. Система здравоохранения не должна стать заложником в сегодняшней экономической ситуации. Поэтому сейчас готовится закон «О минимальных государственных социальных стандартах», в исполнении которого должен быть разработан и утвержден Правительством РФ перечень видов и объектов медицинской помощи, оказываемых бесплатно. Государственной Думой должно ежегодно утверждаться минимальный норматив финансирования отрасли в расчете на одного жителя.

Одним из наиболее важных механизмов в осуществлении реформ является совершенствование системы управления. Прежде всего, разграничение полномочий по управлению  системой здравоохранения между федеральными органами, органами власти субъектов РФ и муниципалитетами [33]. Система управления фармацевтической службой Омской области состоит из следующих взаимосвязанных блоков:
1. Наличие самостоятельного органа управления.
2. Формирование системы государственных аптек, реорганизация.
3. Экономический механизм управления финансовыми потоками.
4. Управления государственными аптеками. (Фармацевтический надзор, кадровая политика, экономическая и учетная политика).
5. Управление качеством лекарственных препаратов.
6. Управление лекарственным обеспечением населения и ЛПУ.
7. Управление информационными потоками.
8. Управление фармацевтической промышленностью.
9. Взаимодействие с субъектами фармацевтического рынка.

Система государственного регулирования фармацевтического рынка на уровне субъекта федерации должна включать следующие вопросы:

  • Организация системы управления фармацевтической деятельностью;
  • Разработка нормативно-правовой базы;
  • Создание системы лекарственного обеспечения граждан, в том числе определение объемов государственного заказа и условий закупа лекарственных средств за счет бюджета и внебюджетных средств, разработка ценовой политики;
  • Контроль за рациональным использованием бюджетных средств и средств ОМС государственными фармацевтическими организациями;
  • Сертификация и контроль за качеством лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • Обеспечение обязательного товарного ассортимента в аптечных организациях;
  • Лицензирование фармацевтической деятельности;
  • Кадровая политика, включающая подготовку, сертификацию, аттестацию фармацевтов и провизоров;
  • Разработка строительных норм и правил, стандартов аптечных учреждений;
  • География размещения субъектов фармацевтического рынка, занимающихся розничной реализацией лекарственных средств;
  • Создание единого информационного пространства на фармацевтическом рынке и доступности информации для потребителей лекарственных средств и другие [35].
Основная задача государственной политики  управления фармацевтической службой любого региона - это регулирование или управление лекарственным рынком с целью обеспечения населения доступной гарантированной качественной лекарственной помощью, в том числе бесплатной.
В ситуации, которая сложилась в настоящее время на фармацевтическом рынке, главными проблемами являются несоответствие про декларированных льгот по лекарственному обеспечению большому контингенту граждан России и реального финансирования на эти цели из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного).

Причин здесь несколько, но главная, по нашему мнению, кроется в разрушении за годы перестройки единой системы лекарственного обеспечения и вертикали управления производством, закупкой и распределением лекарств на территории России, с четким определением статуса и меры ответственности органов управления фармацевтической службой федерального и регионального уровней. Общими проблемами, которыми пришлось всем в 1999 году заниматься, стали кризис ликвидности, резкий рост задолжности и снижение платежеспособного спроса, как со стороны населения, так и  здравоохранения – самого крупного потребителя лекарств. Фармацевтическая отрасль области вынуждена была искать варианты, для того, чтобы хотя бы на минимальном уровне сохранить систему и уровень обеспечения лекарствами население [36].

Должна быть повышена роль Министерства Здравоохранения в формировании государственных обязательств по предоставлению медицинской помощи, стратегическому планированию служб и определению приоритетов, по мониторингу проведения реформ и состоянию здоровья населения.
В практике управления системой здравоохранения должны быть восстановлены достаточно распространенные во всех цивилизованных странах принцип «подотчетности» органов и учреждений здравоохранения за результаты своей деятельности перед населением и местными органами власти, а также управленческая вертикаль. Точно также муниципальные органы власти и учреждения здравоохранения должны быть связаны соответствующей вертикальной и горизонтальной ответственностью.

В основе направления реформы здравоохранения включен специальный раздел по реформе подготовки кадров. В настоящий момент кадровая политика Министерства Здравоохранения направлена на приведение численности, профиля подготовки системы образования медицинских специалистов в соответствии с потребностями, что должно ликвидировать диспропорцию и в тоже время подготовить специалистов, в которых особенно нуждается система при проведении реформ.
Разработаны основные направления совершенствования системы государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических муниципальных образовательных учреждений, а также порядок сертификации специалистов. Кадровая политика должна включать в себя комплекс мер по повышению престижности медицинской профессии и социальной защищенности медицинских работников.

Изменения, происходящие на российском рынке лекарств, требует новых подходов к обеспечению населения лекарственной помощью, совершенствование законодательной базы. Предлагаемая концепция программы «Развития системы лекарственного обеспечения здравоохранения и население РФ» предусматривает проведение комплекса мероприятий в системе лекарственного обеспечения с участием органов власти РФ, субъектов РФ и их муниципальных образований, заинтересованных в совместном решении гарантированного обеспечения здравоохранения лекарственными средствами. Концепция была рассмотрена и одобрена Коллегией Министерства Здравоохранения России 28.09.1999. на местах согласно концепции разрабатываются свои программы государственных гарантий в соответствии с территориальным и социальным потреблением лекарственных средств [33].

В последнее время в прессе и «аптечных кругах» в очередной раз стала обсуждаться проблема «социальных аптек». Что же такое «социальная аптека» или «сеть социальных аптек» - это аптеки торгующие по более низким ценам; аптеки, к которым прикреплена определенная группа  жителей и где распределяются бесплатные и льготные лекарства; или аптеки, где любой служащий, предъявивший соответствующий документ может приобрести необходимое лекарство по льготной цене.
Взгляд на проблему социальности весьма широк. С одной стороны благотворительность частных лиц и организаций; с другой – государство с его социальными функциями и службами, расходами, заложенными в бюджете, с третьей - коммерческие организации. Как сочетаются жесткие экономические  требования рынка: самоокупаемости, получение прибыли, без которых развитие невозможно – и желание помочь слабым и неимущим? Возможна ли реализация функций социальной защиты негосударственными организациями? Возможно ли сосуществование «социальных аптек» и обычных представляющих широкий спектр лекарственных средств? За счет чего возможны введение и удержание социальных цен? 

Самый простой способ – прямые дотации из бюджета. Кого в таком случае следует датировать производителя, продавца или покупателя? Весь прошлый опыт говорит о том, что попытки дотирования продавца или производителя не приводят к увеличению эффективности, но наличие двух масштабов цен порождает спекуляцию. Наиболее разумный путь бюджетной поддержки – целевая, адресная помощь тем, кто по возрасту или состоянию здоровья не может сам себя обеспечить.
Если не рассматривать варианты социальности за счет бюджетных средств, то каковы основы для - ее реализации коммерческими организациями? Очевидно, что без получения внешних «вливаний» из бюджета или иных источников для реализации той или иной социальной программы необходимо использование собственных средств. И тот, кто более эффективно ведет хозяйство, у того и больше возможностей для проведения социальной политики, наличие налоговых льгот или иных форм государственной поддержки может стимулировать данные тенденции.  Вопрос заключается в доступности государственной поддержки для любого хозяйствующего субъекта, либо, наоборот все исключительности [13].

1.2.1. Законодательные основы лекарственной помощи населению Омской области

В Омской области накоплен опыт организации системы управления фармацевтической деятельностью в переходный период, который основан на сочетании элементов «старой» системы управления с современными «рыночными» изменениями в области управления и государственного регулирования фармацевтического рынка. За последние годы в Омской области организована достаточно рациональная система управления фармацевтической службы. Структура ее функционально и логично построена, сегодня способна решать вопросы проведения государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения и лечебно – профилактические учреждения.

Важнейшим элементом системы государственного управления фармацевтической деятельностью является наличие на территории органа управления фармацевтическими организациями [35].
Фармацевтическая деятельность является предметом неусыпного надзора и контроля со стороны органов власти Омской области. Таким органом управления  фармацевтическими организациями является «Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств» администрации Омской области, который создан при органе исполнительной власти постановлением Главы администрации (губернатор) Омской области от 20.01.93 г. №16-п, который имеет прямое подчинение, полномочия, самостоятельный бюджет, кадры.

Комитет разрабатывал и создавал под руководством губернатора области государственную систему лекарственного обеспечения населения через создание государственной фармацевтической службы на территории всей области. Система представлена: государственным аптечным складом, государственным производителем лекарственных средств, государственными аптеками (115), аптечными пунктами 1 и 2 группы (174), аптечными киосками (53), ГУ «Центр информации», ГУ «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарств Омской области»,  2-мя  магазинами «Оптика» [34].
Одна из основных задач фармкомитета – это проведение надзора за фармацевтической деятельностью фармацевтических организаций на территории области не зависимо от правовой собственности и ведомственной принадлежности по следующим направлениям:

  • Надзор по санитарному режиму, сертификации и качеству лекарств осуществляет ГУ «Территориальный центр сертификации и контролю качества лекарств Омской области»;
  • Фармацевтический режим;
  • Ценообразование;
  • Бухгалтерский учет и отчетность в государственных аптеках;
  •   Лекарственное обеспечение населения по льготным и бесплатным рецептам и со скидкой;
  • Рациональное использование бюджетных средств, идущих на оплату лекарств для ЛПУ и отпускаемых населению бесплатно со скидкой.
В области установлена государственная монополия на получение, распределение и уничтожение наркотических средств (ГООРПП «Фармация»), расчетная потребность в наркотических средствах и психотропных веществах, также определяется комитетом, реализуется заявка области через ГООРПП «Фармация». Государственная монополия установлена на производство этилового спирта фармакопейных концентраций через государственное предприятие «Омская фармацевтическая фабрика», которая является держателем квоты для организаций системы здравоохранения. Фармкомитет не реже двух раз в год проводит проверки вышеуказанных предприятий по обороту спирта этилового и наркотических средств [34].

 В государственной системе все аптечные пункты и киоски созданы от аптек, в отличие от негосударственной фармацевтической службы, где аптечные пункты и киоски являются самостоятельными аптечными организациями. В 1999 году создано государственное учреждение  «Территориальный Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств», который ранее входил в состав комитета КОАЛ, и при котором уже в феврале 2000 года открыта микробиологическая лаборатория, где планируется полностью проводить ведомственный микробиологический контроль. Таким образом, сегодня на территории области полностью воссоздана управляемая государственная аптечная служба. 

Кроме того, в области широко представлена фармацевтическая служба негосударственной формы собственности: 23 аптеки лечебно – профилактических учреждений (на правах отделений), 104 аптеки различной формы собственности, 157 негосударственных аптечных складов, 149 аптечных пунктов 2-ой группы, 244 аптечных киосков, 4 аптечных магазина [36]. Основными направлениями в работе комитета являются:
1)  Координация предоставления населению льгот на лекарственные средства: в областном бюджете с1995 года предусматривается защищенная статья на финансирование бесплатного льготного отпуска лекарств на 2000 год эта сумма составляла 58 млн. рублей (в 1999 году было 64 млн. рублей), льготы населению реализуются только государственной аптечной службой. Разработана схема доведения бесплатной лекарственной помощи через проводящую сеть государственной аптечной службы вплоть до фельдшерско-акушерских пунктов самых отдаленных сел, а таковых в области 725; создан механизм возмещения расходов аптекам за отпущенные бесплатно и со скидкой медикаменты.
2)  Создание единого информационного пространства для всех субъектов фармацевтической деятельности, сферы лекарственного обращения через ГУ «Центр информации», законодательно это право закреплено в областном законе. Важной задачей является также упорядочение бесплатного и льготного лекарственного обеспечения. Реализация данного проекта осуществляется также через ГУ «Центр информации».

В целях закрепления статуса государственных аптечных учреждений комитет разработал положение по социальной аптеке, идет проработка положения по социально – значимой аптеке.
Большое внимание комитет уделяет созданию областной нормативной базы: принят областной Закон «О лекарственном обеспечении населения и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Омской области». Изданы два совместных приказа с Государственным Управлением Здравоохранения от 20.10.99г. «О введении в действие на территории Омской области Формулярного списка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения», и от 02.11.99г. «О порядке выписки рецептов гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях на территории Омской области, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами».

В области создана и развивается правовая программа и нормативная база в сфере обращения лекарственных средств. В  целях совершенствования контроля за лекарственным обеспечением населения области в 1999 г. создан формулярный комитет, которым подготовлен и утвержден областной формулярный список лекарственных препаратов. Реализация формулярного списка позволила упорядочить использование и закуп лекарственных средств, гарантированных гражданам для бесплатного стационарного лечения. Ведется  активная работа по внедрению фармакоэкономических подходов, совершенствованию стандартов и протоколов лечения, с учетом формулярного списка лекарственных препаратов.

Кроме того создана межведомственная комиссия (ГУЗАО, ТФМОС, фармкомитет), основной задачей которой является: 

  • анализ ситуации на  рынке лекарственных средств области (стоимость, назначение лекарств, использование бюджетных средств и др.); 
  • разработка и внедрение механизма финансирования по статье бесплатные рецепты с использованием всех форм финансирования (ценные бумаги, бартерные поставки, зачеты, и д.р.);
  • регулирование лекарственного обеспечения населения по жизненно важным позициям: сахарный диабет, бронхиальная астма, психические заболевания, неотложная медицинская помощь в стационарах и т. д. [36].
Комитет в 1999 году завершил реорганизацию отрасли, в области создана единая государственная аптечная служба  путем создания аптечных учреждений из коммерческих предприятий.
На территории Омской области функционирует 37субъектов местного самоуправления (5 в г. Омске), проживают 2179тыс. жителей, из которых 700тысяч пользуются льготами при получении лекарств.
Основной проблемой здравоохранения области сегодня, остается отсутствие действующих механизмов выравнивания финансовых условий территории, несбалансированность обязательств государства и реальных возможностей, которые создают конфликтную ситуацию, перекладывают на регион всю полноту ответственности за состояние отрасли. Полноценное выполнение территориальной программы государственных  гарантий и дальнейшее реформирование здравоохранения области должно быть подкреплено финансовыми ресурсами федерального и муниципальных бюджетов, средствами ОМС и созданием современной законодательной и нормативной базы [27].

1.3. Типизация территориальных образований как инструмент выявления основополагающих проблем их развития

В последнее время всю большую актуальность приобретают углубленные исследования тенденции, сложившейся в результате интенсивной хозяйственной деятельности человека и региональных особенностей социально-экономического развития медико-географической среды, демографической и экономической ситуации. Проводимые исследования позволяют сделать вывод о необходимости применения регионального подхода к организации и управлению лекарственным обеспечением населения, выявления сходства и различий групп районов и выделение территорий, обладающих типологическими признаками для  выравнивания и регулирования уровня и качества деятельности фармацевтической службы.

Выделение территорий единого таксономического ранга, обладающих особенными качественными признаками фармацевтической деятельности применения типологического подхода к географическому изучению сферы обслуживания населения лекарственными средствами в тесной взаимосвязи с социально – экономическими и экологическими факторами среды. Это дает основание считать, что формируется новое направление в организационно-экономических исследованиях, которое носит название фармацевтическая  география. Существует объективная необходимость в широком  изучении региональной типологии фармацевтической отрасли для ее оптимизации и обоснование плановых заданий и управленческих решений и соответственно, усилении междисциплинарных связей между медицинскими и фармацевтическими науками, географией, статистикой, социологией, региональной экономикой [9].

Традиционно выделяют два основных направления приложения государственной региональной экономической политики: традиционное территориальное – осуществляемое в рамках действующей системы административно - территориального деления и проблемное – отражающее необходимость решения периодически возникающих  крупномасштабных задач развития государства, требующее привлечение соответствующих ресурсов и не совпадающее с границами какого-либо одного субъекта Федерации. 

Первое из названных направлений реализуется по сложившейся «вертикали» исполнительной власти, в пределах четко очерченных административных границ субъектов Федерации, которые называются регионами. Под регионами понимается некоторое территориальное образование, где решается проблема федерального уровня - обеспечение лекарственными средствами. Это объясняет причину выделения  второго направления государственной региональной экономической политики соответственно, введение понятия проблемного региона. Границы такого региона не обязательно совпадают с административными границами субъекта РФ, более того проблемный регион может охватывать территорию нескольких субъектов или быть частью крупного субъекта Федерации. Другой важной особенностью проблемного региона, является временный характер его жизненного цикла – только на период решения данной проблемы.

Выделение проблемных регионов – это локализация процесса определенной задачи на ограниченной территории. Осуществление типизации субъектов Федерации по основополагающим проблемам имеет определенную цель – выделить общее в подходах и формах решения проблемы территориальных образований. Это необходимо для выявления адекватных мер государственного воздействия на региональное развитие и в частности на увеличение доступности лекарственной помощи населению.
Данное направление характеризуется тем, что оно относится ко всем субъектам, действует повсеместно, соответственно этому и набор мер государственного воздействия носит преимущественно стандартный,  повсеместный характер, общий для всех субъектов.

Проблемное направление государственной региональной экономической  политики имеет дело с отдельным, очень ограниченным кругом вопросов. Поэтому и меры государственного воздействия специфичны для каждого из выделенных проблемных регионов. Поскольку реализация проблемного направления предполагает разработку специальных целевых программ, то мероприятия последних должны способствовать реализации мероприятий местных управлений здравоохранения по решению проблем связанных с обеспечением должного уровня доступности лекарственной помощи каждому региону. Вот почему нам предоставляется целесообразным типизация субъектов Федерации по доминантным проблемам увязать с вопросами локализации территории реализации целевой программы по решению задач федерального уровня.

Вероятно, нет необходимости доказывать тот факт неизмеримо возрастающего в настоящее время интереса к региональным исследованиям. Передача  больших прав (по сравнению с «доперестроечным»  временем) местным органам власти осуществлялась одновременно с передачей  больших обязанностей, что побудило администрации краев, областей, республик и даже отдельных административных районов разрабатывать планы развития соответствующих территорий. В свою очередь федеральные органы власти поняли необходимость формирования специальной региональной политики, соответствующей реалиям настоящего периода развития страны. Появление так называемых депрессивных регионов и необходимость разработки для них специальных мер федеральной помощи – дополнительное свидетельство важности региональных исследований на  всех уровнях: начиная от пространственной  структуры народного хозяйства в целом и его места в мировых хозяйственных связях – до уровня отдельного промышленного узла, города или административного района.

Неравномерность развития, приобретая гипертрофические размеры, особенно в уровне потребления лекарственных средств и в сфере здравоохранения, приводит к стремлению субъектов противостоять любому властному центру и путем суверенитации решить проблемы социальной напряженности.
Современный кризис только усилил исходную неоднородность регионов. Насущная задача государства не только в декларации преимуществ единого экономического пространства, но и принятии действенных мер в этом направлении. К числу относятся различного вида программы, направленные на решение проблем лекарственного обеспечения. Периодическое возникновение проблем есть закономерное следствие неравномерности развития страны. Эти проблемы зачастую концентрируются на отдельных территориях, порождая так возникновение так называемых проблемных регионов.

Для целей прогнозирования развития проблемного региона необходимо выявить его основу, своеобразную «кристаллическую решетку». Эта основа представляет собой объединение наиболее тесно взаимосвязанных элементов и связей между ними определим как территориальную систему (ТС). Конкретный элементный состав  ТС зависит от специфики региона и характера решаемой проблемы. Разнообразие экономических условий России и масштабы ее территории предопределили необходимость экономико-географических исследований.

В настоящее время реализация целей региональной политики в области здравоохранения приводит к необходимости выявления проблемных регионов, как части территории страны, на которых сконцентрированы определенные проблемы, и решение которых требует участия государства, как в условиях развитой рыночной экономики, так и для условий переходного периода. Государство необходимо как «уравновешивающая сила» для поддержания равенства возможностей, а разумное равновесие противоположных интересов способствует достижению целей всего общества. При этом только государство способно наладить справедливое распределение того изобилия лекарственных средств, которое создано научно – техническим прогрессом [10].

Государственный контроль за обеспечением населения качественной лекарственной помощью – одно из направлений государственного регулирования направленное на реализацию основных принципов лекарственного обеспечения: безопасности в применении лекарств и обеспечение социальных гарантий в части лекарственного обеспечения. В противном случае можно задохнуться под бременем частного бесконтрольного потребления лекарственных средств,[22] так как одной из тенденций отечественного фармацевтического рынка является популярность самолечения и снижение роли врача в формировании спроса на лекарства[18]. Идея «географической справедливости» в распределении инвестиций по всему региону для  населения  предполагает обеспечить по возможности справедливую занятость, мобилизуя ресурсы на большую мобильность населения[10].

Проблемные регионы как объекты региональной экономической политики

Региональная экономическая политика – часть социально-экономической политики государства, объединяющая ее территориальные, пространственные аспекты. Важнейшей составной частью федеральной региональной политики является выявление и государственная поддержка проблемных регионов страны, территорий. Кардиальные задачи социально – экономического развития, которых или важнейшие проблемы в пределах их территорий не может быть решены без активного или косвенного участия государства.

Основными признаками проблемных регионов является:
1).Особая кризисность проявлений той или иной крупной проблемы, нерешенность которой создает угрозу социально – экономической обстановке страны и может привести к политической нестабильности.
2).Особое значение экономико-географического положения, обуславливающего необходимость реализации специальных мероприятий государственного регулирования на уровне федеральных органов власти.
3).Обязательно прямое или косвенное участие государства в оказании региону материальной и организационной помощи из-за недостатка готовых к использованию собственных ресурсов, необходимых для решения возникающих проблем федерального или регионального значения.

Для проблемных регионов необходимо использовать программно-целевой подход, специальные формы реализации программ и официально оформить статус проблемного региона, как объекта государственного регулирования. К проблемным регионам следует относить не только, и даже не столько, субъекты Федерации в целом, но и отдельные части областей, краев, республик или сопредельные части соседних территориальных образований. В ряде случаев, учитывая масштабы некоторых субъектов Федерации, в пределах их могут быть выделено несколько проблемных регионов. Это позволит осуществлять государственное регулирование и оказывать целевую помощь нуждающимся местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов РФ.

Учитывая сегодняшнее состояние экономики России вряд ли можно назвать хотя бы одно административно – территориальное образование без проблем. Причем чаще всего их решение целесообразно не только с региональной, но и с федеральной точки зрения. Современная аптечная деятельность – это деятельность в условиях рынка. Она характеризуется большим количеством проблем финансового кризиса, наличием острой конкуренции, борьбой за выживание, одним из сложных вопросов является организация лекарственной помощи населению региона – обеспечение лекарственными средствами, отпускаемым по льготным и бесплатным рецептам [10,24].
Различные административно – территориальные образования имеют разные природно-климатические условия, разное экономико-географическое положение требует разных форм и методов реализации государственной региональной политики.

По отношению к экономическим проблемам можно выделить следующие типы административно – территориальные образования:

  • традиционно – отсталые;
  • депрессивные;
  • традиционно - развитые (адаптировавшиеся и не адаптировавшиеся к происходящим изменениям в экономических отношениях).
Традиционно – отсталыми  являются административно – территориальные образования, которые на протяжении всего советского периода  не получили должного уровня развития, все социально – экономические показатели были значительно ниже средних по стране. В результате реформ положение их ухудшилось, и в настоящее время они не имеют подготовленного потенциала не только для саморазвития, но и для поддержания существующего уровня.

Термин депрессивные районы в настоящее время в системе государственных решений принят и имеет официально оформленный статус. Районы бедствуют из-за спада производства, и находится на дотации государства. Принципиальное отличие субъектов депрессивного типа от других, особенно традиционно – отсталых заключается в следующем: в прошлом (депрессивный период) их показатели были выше чем средние по стране, но и в настоящее время ситуация изменилась на противоположную, по разным причинам.

Продолжительность и интенсивность процесса падения приводила к состоянию депрессии или стагнации различны для отдельных районов, что позволяет выделить два вида депрессивных административно – территориальных образований:
А) дореформенные, спад развития, которых начался в дореформенный период, и в процессе реформы их положение еще более ухудшилось;
Б) новые, которые в дореформенный период сохранили достигнутый уровень развития, но в последние годы оказались в состоянии стагнации, и не имеют необходимых условий для самостоятельного выхода из нее.

Статус «депрессивности» может быть обоснован только в результате глубокого анализа экономических показателей за значительный временной отрезок и предоставлен на строго конкретный срок с четко поставленной задачей восстановления или обновления основы экономической базы развития для возрождения роли района. Государственное регулирование по депрессивным районам осуществляется путем принятия федеральных программ оказания кредитно–финансовой поддержки. Этим адресатом может быть субъект федерации в целом, так и само население. Средства для реализации соответствующих программ должны выделяться ее управляющему органу – Администрации 
Программы, которая будет нести ответственность не только за их использование, но и за достигнутые результаты.

Традиционно – развитые административно – территориальные образования, несмотря на все трудности перестройки, хотя и ухудшили основные показатели социально – экономического развития, но сохранили за собой лидирующее место, все основные производственные характеристики и показатели уровня жизни населения у них выше средних по России.

Принципиальным отличием проблемного региона  от  административно – территориального образования любого уровня является временный характер его существования. Очевидно, не должно быть вечных проблемных регионов. Появление таковых – это результат либо неправильно поставленной задачи, либо недостаточно эффективной деятельности при ее решении на правительственном уровне определенных документов, законодательно закрепляющих особый механизм управления развитием проблемного региона. Основным инструментом государственного регулирования процесса развития проблемного региона является официально принятая соответствующего статуса программа [10].

Интересная ссылка


В. Леонов. Цели, возможности, и проблемы использования биостатистики в доказательной медицине. Доклад на Конференции по доказательной медицине в Ереване «От доказательной медицины к доказательному здравоохранению» (24 - 26 сентября 2015 года).

Фоторепортаж с Конференции по доказательной медицине в Ереване.

Фоторепортаж с семинара по биометрике в Ереване, прошедшего после конференции по доказательной медицине (24 - 26 сентября 2015 года).

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Ереване в сентябре 2015 г.


Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193.

Почему и как надо учить медиков статистике?
В. Леонов.


Вот к чему приводит безграмотное использование статистики в диссертациях: Приказы Минобрнауки России о снятии диссертации с рассмотрения


Логистическая регрессия в медицине и биологии.
Леонов В.

В серии статей рассмотрены основы метода логистической регрессии. На многочисленных примерах анализа реальных массивов данных поясняется специфика использования данного метода. Приведены многочисленные уравнения логистической регрессии и ROC-кривых, полученные при анализе реальных данных.

1. Логистическая регрессия. Основные понятия и возможности метода.
2. Логистическая регрессия. Анализ массивов большой размерности.
3. Логистическая регрессия. Примеры анализа реальных данных.
4. Логистическая регрессия и ROC-анализ.
5.Особенности логистической регрессии в акушерстве.
6.Особенности логистической регрессии в психиатрии, психологии и социологии.
7. Пример использования логистической регрессии для расчёта прогноза исхода оперативного лечения.
8. Логистическая регрессия  - "вершина пирамиды". А в "фундаменте" - что?
9. Как повысить качество логистической регрессии.



Камчатская биометрика-2014. Семинар по биометрике в камчатском НИИ КамчатНИРО. (24.03.2014-3.04.2014).

Камчатская фото-биометрика-2014. Фоторепортаж с семинара по биометрике в Петропавловске-Камчатском.

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Петропавловске-Камчатском


Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.
ВВЕДЕНИЕ

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И СТАТИСТИКА.

КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА? ИЛИ ПРИЗНАК НЕЗНАНИЯ?

ПРОЦЕНТЫ – ПРИМИТИВНО? ЗАТО ДОСТУПНО!

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ВАМПУКИЗАЦИЯ,  ОНА ЖЕ ВСЕОБЩАЯ СТЬЮДЕНТИЗАЦИЯ.

«ЛОШАДЕНДУС СВАЛЕНДУС С МОСТЕНДУС».

КАК ПРАВИЛЬНО: EXCEL ИЛИ EXEL, WINDOWS ИЛИ WINDOUS,
MICROSOFT ИЛИ MIKROSOFT, STATISTICA ИЛИ STATISTIKA?
 

ЗЕММЕЛЬВЕЙС И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

«ЗАЧЕМ НАМ КУЗНЕЦ? НАМ КУЗНЕЦ НЕ НУЖЕН».

ПРИМЕРЫ ПОДРОБНОГО ОПИСАНИЯ.

КТО ВИНОВАТ?  ЧТО ДЕЛАТЬ?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Весь обзор одним файлом

Якутская биометрика-2009 12-13 ноября 2009 г. в Якутске проходила научно-практическая конференция "Роль эпидемиологических и клинических исследований в здравоохранении: планирование, организация, внедрение результатов в практику", посвящённая памяти доктора медицинских наук, профессора В.П. Алексеева. 13 ноября в рамках конференции состоялась научно-практическая школа "Биостатистика в биологии и медицине". Участники конференции прослушали три доклада: "Ошибки статистического анализа биомедицинских данных", "Принципы описания статистики в биомедицинских публикациях"и "Основные понятия ROC-анализа". В компьютерном классе слушатели прошли обучение по работе в статистическом пакете с процедурами построения и сравнения ROC-кривых. 14 ноября участники конференции получили консультации по использованию методов биостатистики при анализе собственных экспериментальных данных.

В. Леонов. Долгое прощание с лысенковщиной.

В. Леонов. Когда нельзя, но очень хочется, или Ещё раз о критерии Стьюдента.
К большому сожалению, в большинстве учебников, в которых рассматривается критерий Стьюдента, не акцентируется внимание читателей на ограничениях этого критерия, и на последствиях их нарушения

ВАК вынужден идти навстречу Диссернету. Это очень трудно — заставить ВАК исполнять закон и слеодвать морали. Но многое получается. Присоединяйтесь к Диссернету — это важнейшее дело, которое вы можете сделать для русской науки.

Член Совфеда: «Финансирование науки упало до уровня Конго или Афганистана»
В проекте закона о федеральном бюджете на 2016 год на «гражданскую» науку выделено всего 0,3 процента ВВП". Великий гражданин мира Фредерик Жолио-Кюри сказал: «Та страна, которая не развивает науку, неизбежно превращается в колонию». Что ждёт и Россию...

ЮНЕСКО отмечает снижение вклада России в мировую науку. ЮНЕСКО после пятилетнего перерыва опубликовала доклад по науке до 2030 года. Статистические показатели для России ухудшились по сравнению с большинством ведущих научных стран, несмотря на то, что многие данные взяты из официальных российских источников.

Что губит российскую науку и как с этим бороться. Георгий Георгиев, академик РАН, координатор программы РАН «Молекулярная и клеточная биология». В этой статье рассматривается вопрос, почему все эти виды открытой науки в нашей стране отстают и что надо сделать для их прогресса.

«РОССИЯ БЕЗ НАУКИ — ТРУБА». 29 мая 2015 года в Москве прошла третья сессия Конференции научных работников. Публикуем несколько выступлений, прозвучавших на этом форуме.

Георгий Базыкин. Неолысенковщина, финансируемая государством. При принятии решений о том, что является наукой, а что — лженаукой, государству стоило бы посоветоваться с учёными.

А. Марков. Результаты научных исследований должны быть открыты для всех

Плохая наука. НЕКОРРЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИВОДЯТ К ЛОЖНОМУ ЗНАНИЮ, А ИНОГДА — К ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ

Плохая наука-2011: о скандалах в учёном мире

ПОЛОВИНУ ОТКРЫТЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ НАЗВАЛИ "МУСОРОМ"... Результат был ошеломляющим: 157 журналов приняли заведомо «бракованные» статьи к публикации, причем около 80 из них даже не подвергали их должной проверке. Отвергли статьи 98 журналов, а остальные к настоящему моменту не успели принять решения. ...«Журналы без контроля качества деструктивны, особенно для развивающихся стран, где правительственные учреждения и университеты заполнены людьми с фальшивыми научными званиями»


Бен Голдакр. Плохая статистика в науке.

Бен Голдакр. Боремся с плохой наукой.

Власов В. Фабрика под золотой крышей. "... Когда Диссернет прикоснулся к медицинским диссертациям [2], почти сразу среди диссертаций с обильными заимствованиями оказались диссертации, выполненные и защищенные в НЦССХ".

Власов В. ОСДМ и Диссернет заседали. Заседание было посвящено качеству медицинских диссертаций, прежде всего в свете данных о плагиате в них и, главное, как оказалось, распространенной практике фальсификации и манипуляции данных в медицинских диссертациях.

Треть диссертационных советов будет упразднена

ВАСИЛИЙ ВЛАСОВ. «Нашей медицине нужны реформы»  Борьба за доказательства в начале XXI века Доказательная медицина сегодня  

Диссернет «Наукометрическая оценка качества медицинских исследований/диссертаций» 05.06.2014

Отзывы на авторефераты и диссертации

Диссертационные войны. Как борьба с плагиатом в диссертациях переместилась из науки в политику

ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ. «Закрутим гайки – и пена уйдет». Интервью с председателем ВАК Владимиром Филипповым.

Дело о крови и лимфе. "Диссернет" всерьёз занялся врачами

Доказательная медицина: история, эволюция, роль в медицине

Балацкий Е.В. Диссертационная ловушка

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ.
ЭЛЕКТРОННЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ


 


 Музыка для души ...

Когда после многочасовой работы с числами, статистическими процедурами, программами для статистического анализа и т.д., в глазах начинают ...

 

 

1997 - 2017.© Василий Леонов. E-mail:

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Отклики читателей статьи "Доказательная или сомнительная?"

Возврат на главную страницу.

Возврат в КУНСТКАМЕРУ

Т. Кун "Структура научных революций"