Яндекс.Метрика

Ошибки медицинской статистики

Каждый слышит то, что понимает. Гете

Статистика посещаемости БИОМЕТРИКИ


16.05.2011 г. на сайт пришло 2561 человек, открывших 3205 страниц
14.11.2011 г. на сайт пришло 2106 человек, открывших 3250 страниц
14.12.2011 г. на сайт пришло 2640 человек, открывших 3452 страниц
17.01.2012 г. на сайт пришло 2439 человек, открывших 3097 страниц
03.03.2012 г. на сайт пришло 2219 человек, открывших 3019 страниц
30.05.2012 г. на сайт пришло 3512 человек, открывших 4706 страниц
06.03.2014 г. на сайт пришло 2556 человек, открывших 3179 страниц
08.02.2015 г. на сайт пришло 2341 человек, открывших 2682 страницы
Если приходят, значит полезное находят..  

Наш адрес:  
Выбрав любое изображение, кликните по нему мышкой, и Вы узнаете о статистике ...

Редактор БИОМЕТРИКИ
В. Леонов

Support Academia’s Mission

  • 385
data-counter data-url="http://www.biometrica.tomsk.ru/">

    На файле "Поиски методов или результатов статистического анализа" сообщается, что сейчас на сайте БИОМЕТРИКА  размещено 4162 htm-файлов, 651 pdf-файлов, 152 djvu-файлов, и т.д. И там же приводятся описания групп конкретных файлов. В частности по методам статистического анализа, их отличным результатам, отзывам авторов, книгам этих методов, статистике посещаемости сайта БИОМЕТРИКА, и т.д. Далее приведено подробное пояснение поиска нужных файлов системой Google, которая там же и помещена. А после системы Google размещены популярные 341 htm-адресов и 79 адресов pdf-адресов. Итак, для оперативного выбора конкретного нужного файла на данном сайте БИОМЕТРИКА, рекомендую перейти на файл "Поиски методов или результатов статистического анализа". Можете просматривать все графики по данной тематике.

НЦ БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. (См. далее )

Отзывы исследователей по статистическому анализу их баз данных


Примеры оформления исследователями базы данных, описания признаков и целей статистического анализа этой базы данных

Островок  здоровья

Пример 1  Пример 2 
  Пример 3


В. Леонов. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ МЕДИКОВ И БИОЛОГОВ. (время и опыт)

Леонов В.П. Ошибки статистического анализа биомедицинских данных. Международный журнал  медицинской практики, 2007, вып. 2, стр.19-35.


Примеры "Программы по статистическому анализу", и подобных результатов статистического анализа по таким "Программам"

Применение статистики в статьях и диссертациях по медицине и биологии. Часть I. Описание методов статистического анализа в статьях и диссертациях. Международный журнал медицинской практики, 1998 г., вып. 4. В.П.Леонов, П.В.Ижевский.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИКИ В СТАТЬЯХ И ДИССЕРТАЦИЯХ ПО МЕДИЦИНЕ И БИОЛОГИИ.   ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ БИОМЕТРИКИ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ. Леонов В.П.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИКИ В СТАТЬЯХ И ДИССЕРТАЦИЯХ ПО МЕДИЦИНЕ И БИОЛОГИИ.  ЧАСТЬ III. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  "АВТОР - РЕДАКЦИЯ - ЧИТАТЕЛЬ". Леонов В.П.

Применение статистики в статьях и диссертациях по медицине и биологии. Часть IV. Наукометрия статистической парадигмы экспериментальной биомедицины.     Международный журнал медицинской практики, 2002 г. вып. 3. Леонов В.

Леонов В.П. Ошибки статистического анализа биомедицинских данных. Международный журнал  медицинской практики, 2007, вып. 2, стр.19-35.

Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" Леонов В. П. Доклад на международной конференции по доказательной медицине  в Ереване 18-20.10.2012

Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193.

Применение методов статистики в кардиологии (по материалам журнала "Кардиология" за 1993-1995 гг.). Леонов В.П. Кардиология, 1998, № 1, с. 55-58.

Леонов В.П. Ошибки статистического анализа биомедицинских данных.  Международный журнал   медицинской практики,  2007, вып. 2, стр.19-35.

Статистика - это что? Статистика - нужна зачем? Статьи читаем - зачем? Статьи пишем - зачем? Краткая версия лекции для слушателей-медиков в Ереване, прочитанной в 2014 году по Скайпу.

Цели, возможности, и проблемы использования биостатистики в доказательной медицине. В. Леонов В.П. Доклад на Конференции по доказательной медицине в Ереване «От доказательной медицины к доказательному здравоохранению» (24 - 26 сентября 2015 года).

НАУКОМЕТРИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОМЕДИЦИНЫ   (ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ). Леонов В.П. Вестник Томского государственного университета. Серия "Математика. Кибернетика. Информатика", №275. АПРЕЛЬ 2002, стр. 17-24. Cамая читаемая наша статья после отправки в мае м-це с.г. более 300 писем авторам статей мед. журналов о наличии в них примитивных и ошибочных методов статистического анализа, и получаемых при этом результатах....

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Ереване в сентябре 2015 г.

Международная конференция по доказательной медицине в Ереване (18 - 20.10.2012)

В 2012 году исполнилось 10 лет со дня создания "Армянского медицинского реферативного журнала". В связи с этой датой главный редактор АМРЖ Рубен Ованесян организовал международную конференцию "Доказательная медицина в Армении: миф или реальность?". Конференция прошла в Ереване 18-20.10.2012. Ниже мы приводим материалы этой конференции. Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" В. Леонов.

Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193.


Сравниваем средние, а также и ... В. Леонов

 Проценты - статистический анализ? Или проценты - арифметический анализ? В. Леонов.

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Ереване в сентябре 2015 г.


НАУКОМЕТРИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОМЕДИЦИНЫ   (ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ). В.П.Леонов. Вестник Томского государственного университета, Серия "Математика. Кибернетика. Информатика", №275. АПРЕЛЬ 2002, стр. 17-24. Cамая читаемая наша статья после отправки более 300 писем авторам статей мед. журналов о наличии в них примитивных и ошибочных методов статистического анализа, и получаемых при этом результатах...


НЦ БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. ... Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. (См. далее )

Отзывы исследователей по статистическому анализу их баз данных


    На файле "Поиски методов или результатов статистического анализа" сообщается, что сейчас на сайте БИОМЕТРИКА  размещено 4162 htm-файлов, 651 pdf-файлов, 152 djvu-файлов, и т.д. И там же приводятся описания групп конкретных файлов. В частности по методам статистического анализа, их отличным результатам, отзывам авторов, книгам этих методов, статистике посещаемости сайта БИОМЕТРИКА, и т.д. Далее приведено подробное пояснение поиска нужных файлов системой Google, которая там же и помещена. А после системы Google размещены популярные 341 htm-адресов и 79 адресов pdf-адресов. Итак, для оперативного выбора конкретного нужного файла на данном сайте БИОМЕТРИКА, рекомендую перейти на файл "Поиски методов или результатов статистического анализа". Можете просматривать все графики по данной тематике.


Очередной отзыв о нашем сотрудничестве Корнеевой Н.В., доцента кафедры факультетской терапии ДВГМУ г. Хабаровск.

ВОЗМОЖНОСТИ БИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ СОМАТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СИСТЕМАТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
Н.П.Гарганеева1, В.П.Леонов2. Сибирский государственный медицинский университет1, Томск 
Томский государственный университет2. Сибирский медицинский журнал, № 2, 2001, с.25-32.

Особенности развития органов растений фасоли в условиях освещения и темноты. Л. В. Ивлева, И.Ф. Головацкая, В.П. Леонов.  ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИКИ В СТАТЬЯХ И ДИССЕРТАЦИЯХ ПО МЕДИЦИНЕ И БИОЛОГИИ. ЧАСТЬ III. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "АВТОР - РЕДАКЦИЯ - ЧИТАТЕЛЬ".

НАУКОМЕТРИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОМЕДИЦИНЫ   (ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ). В.П.Леонов.Cамая читаемая наша статья после отправки в мае м-це с.г. более 300 писем авторам статей мед. журналов о наличии в них примитивных и ошибочных методов статистического анализа, и получаемых при этом результатах...


Чтобы не допускать ошибок в использовании и описании статистики в статьях и диссертациях, следует прочитать материалы представленные в КУНСТКАМЕРЕ - коллекции диссертаций и статей по медицине и биологии, с набором статистических ошибок и нелепостей.

Экспозиция 1  Экспозиция 2  Экспозиция 3  Экспозиция 4  Экспозиция 5  Экспозиция 6 
Экспозиция 7  Экспозиция 8   Экспозиция 9 Экспозиция 10  Экспозиция 11  Экспозиция 12
Экспозиция 13  Экспозиция 14  Экспозиция 15 Экспозиция 16  Экспозиция 17
 


В. Леонов. «Применение методов статистики в кардиологии (по материалам журнала «Кардиология» за 1993–1995 гг.) Кардиология, 1998, № 1.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ  ДЛЯ МЕДИКОВ И БИОЛОГОВ.  (время и опыт). Леонов В.

Леонов В.П. Ошибки статистического анализа биомедицинских данных. Международный журнал  медицинской практики, 2007, вып. 2, стр.19-35.

Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" Леонов В. П. Доклад на международной конференции по доказательной медицине  в Ереване 18-20.10.2012

Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193.

Применение методов статистики в кардиологии (по материалам журнала "Кардиология" за 1993-1995 гг.). Леонов В.П. Кардиология, 1998, № 1, с. 55-58.

Леонов В.П. Ошибки статистического анализа биомедицинских данных.  Международный журнал   медицинской практики,  2007, вып. 2, стр.19-35.

Статистика - это что? Статистика - нужна зачем? Статьи читаем - зачем? Статьи пишем - зачем? Краткая версия лекции для слушателей-медиков в Ереване, прочитанной в 2014 году по Скайпу.

НАУКОМЕТРИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОМЕДИЦИНЫ   (ПО МАТЕРИАЛАМ ПУБЛИКАЦИЙ). Леонов В.П. Вестник Томского государственного университета. Серия "Математика. Кибернетика. Информатика", №275. АПРЕЛЬ 2002, стр. 17-24. Cамая читаемая наша статья после отправки в мае м-це с.г. более 300 писем авторам статей мед. журналов о наличии в них примитивных и ошибочных методов статистического анализа, и получаемых при этом результатах...

Отзывы слушателей семинара по биометрике в Ереване в сентябре 2015 г.

Международная конференция по доказательной медицине в Ереване (18 - 20.10.2012)

В 2012 году исполнилось 10 лет со дня создания "Армянского медицинского реферативного журнала". В связи с этой датой главный редактор АМРЖ Рубен Ованесян организовал международную конференцию "Доказательная медицина в Армении: миф или реальность?". Конференция прошла в Ереване 18-20.10.2012. Ниже мы приводим материалы этой конференции. Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" В. Леонов.

Зачем нужна статистика в доказательной медицине?  В. Леонов. Армянский медицинский реферативный журнал, 2012, вып. 9, с. 184-193

ОТЗЫВ Корнеевой Н.В., доцента ДВГМУ, г. Хабаровск.

Здравствуйте! Меня зовут Корнеева Наталья Вячеславовна, я являюсь доцентом кафедры факультетской терапии ДВГМУ г. Хабаровск. Как и полагается доценту, я имею степень кандидата медицинских наук, диссертация защищена в 2011 году. Работая над кандидатской диссертацией, самой сложной для меня была статистическая обработка данных. Обучаясь в очной аспирантуре, я посетила 5 занятий по статистике, предусмотренные программой подготовки аспирантов. Занятия проводила то ли студентка технического ВУЗа, то ли молодая преподаватель, которая постоянно заглядывала в конспект и не могла понять суть преподаваемого ею, тем более эту суть не могли понять и обучающиеся. Прикладного значения полученным «знаниям», я так и не нашла. (далее...)

ОТЗЫВ врача-кардиолога М.В. Емельяненко, ФКУ «Центральный военный госпиталь имени П.В. Мандрыка» МО РФ, Москва,

О проведённом статистическом анализе.  Хочу выразить глубокую признательность за качественный и весьма объёмный труд, проделанный Вами по статистическому анализу моей базы данных. Особенную благодарность, без сомнения, хотелось бы выразить руководителю проекта «БИОМЕТРИКА» - Василию Петровичу Леонову. Причина такой благодарности следующая. Помимо структурированного статистического анализа присланных в Ваш адрес медицинских данных, Вы подробно и, что самое невероятное,  – доступным образом разъяснили мне суть каждого метода, который был применён при анализе моей матрицы. (далее...)

 

КУНСТКАМЕРА

 

На белую страницу строчка ляжет - 
И вашу мысль увидят и прочтут. 
...
Как часто эти найденные строки
Для нас таят бесценные уроки.
У. Шекспир. Сонет 77

Вырази ложную мысль ясно,
И она сама себя опровергнет.
Л. Вовенарг

В начале 2001 г. был объявлен конкурс на эпиграфы к разделу "КУНСТКАМЕРА". За два месяца читатели прислали более 50  эпиграфов...       (дальше...)

 

 

Диссертация "Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторная дистония".

Диссертант - Юденко И.А., специальность 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Научные руководители: доктор педагогических наук, профессор, академик МАИ В.В. Ким, кандидат биологических наук, доцент С.И. Логинов.

Сургутский государственный университет, Сургут - 2002г.

Данный экспонат представляет интерес с нескольких точек зрения. В частности, в работе используются различные переменные, имеющие как непрерывную, количественную шкалу, так и дискретные, балльные шкалы. Так количественными признаками являются артериальное давление, минутный объём крови, масса тела и т.д. К дискретной балльной шкале можно отнести такие признаки, как адаптационный потенциал и ряд других показателей, о которых идёт речь в диссертации. На стр. 13 диссертант утверждает, что "Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью теоретических и методологических положений, репрезентативностью выборки исследуемых, использованием объективных и соответствующих задачам методов исследования, в том числе математической статистики, а также продолжительностью педагогического эксперимента и вопроизводимостью результатов."

Полагаю что читателям будет интересно узнать также и следующий факт: "Апробация и внедрение результаты исследования осуществлялись в период проведения опытно-экспериментального исследования на кафедре медико-биологических основ физической культуры (МБОФК) Сургутского государственного университета (СурГУ), на кафедре физической культуры Сургутского государственного педагогического университета (СурГПИ), на кафедре физической культуры Сургутского института нефти и газа (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ)". Как видим, прямое или косвенное отношение к данной диссертации имеют несколько кафедр и несколько университетов. Прежде чем мы перейдём к непосредственному анализу корректности проведённых автором статистических манипуляций, напомню читателям отдельные пункты действующего "Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней" ВАК РФ.

Диссертация

 «Раздел 2. Критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени. … п. 8.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно–квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны». П. 9. «Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями».

Хочу также обратить внимание на раздел 3 «Положения …», где в п. 14 говорится следующее: «Организация, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплен соискатель, проводит предварительную экспертизу диссертации и даёт по ней заключение, в котором должны быть отражены личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя, специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем, и целесообразность защиты диссертации (докторской) в виде научного доклада».

Таким образом, диссертант должен научно обосновать и строго аргументировать свои научные выводы.

Диссертация

Тогда как организация, в которой выполнялось исследование, "... проводит предварительную экспертизу диссертации и даёт по ней заключение, в котором должны быть отражены личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов проведенных исследований их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя ...".

Иными словами, ответственность за использование методов статистики несоответствующих задачам исследования, лежит не только на диссертанте, как авторе исследования, но и на той организации, где выполнялось данное исследование, и которая проводила экспертизу диссертации, и давала заключение о степени достоверности результатов.

Аналогичная ответственность лежит на диссертационном Совете, где происходила защита диссертации, и на членах экспертного Совета ВАК РФ, который также давал заключение по диссертации. Очевидно, что  в случае некорректного использования методов статистики для анализа экспериментальных наблюдений нельзя говорить о том, что авторские выводы «научно обоснованы» и «строго аргументированы», и "достоверны".  А стало быть правомерность присуждения ученой степени кандидата наук, согласно действующему "Положению ... " ВАК РФ может быть оспорена любым лицом в установленном порядке в течение 10 лет с момента присуждения этой степени.

Перейдём непосредственно к рассмотрению статистических некорректностей обнаруженных нами в этой диссертации. 

Диссертация
На стр. 80 автор сообщает: "Девушки, составляющие экспериментальную группу в ходе учебного занятия на протяжении 35-45 минут выполняли статодинамические упражнения. В контрольной группе студенткам предлагалась традиционная методика занятий. .... Описательную статистику полученного цифрового материала проводили с вычислением основных статистических характеристик (среднюю арифметическую величину, ее погрешность и среднеквадратическое отклонение) при помощи покета статистических программ Statistica, версия 5,5. Достоверность различий, полученных в эксперименте, определяли  спомощью t-критерия Стьюдента для взаимосвязанных выборок при уровне значимости p < 0,05". Диссертация

Как видим, диссертант никаких иных критериев в своей работе не применял. Напомним, что критерий Стьюдента применяется только для непрерывных количественных величин, измеряемых в интервальной шкале, или в шкале отношений, но не для дискретных, балльных величин. В этом заключается первая некорректность диссертанта. Однако и при использовании t-критерия для непрерывных величин, должны выполняться два ограничения. В частности, величины должны подчиняться нормальному распределению, а их генеральные дисперсии должны быть равны. Напомним, что t-критерий Стьюдента имеет несколько модификаций. В первом случае критерий применяется для проверки статистических гипотез о равенстве (неравенстве) генеральных средних на основе выборочных статистик двух групп, объёмы наблюдений которых могут быть неравными, а объекты наблюдения не идентичны. Это может быть экспериментальная группа, и контрольная группа, как в данной диссертации. Во втором случае используются одна и та же группа, но, к примеру, до и после какого-либо воздействия. В этом случае говорят о взаимосвязанных выборках. Нередко такие данные называют "парные данные" [1, стр. 174], "парные наблюдения" [1, стр. 120],[ 2, стр 184], а две выборки называют также "связные (связанные) выборки" [3, стр. 172]. Сам же критерий в этом случае называют "парный t-критерий" [2, стр. 184], либо "одновыборочный t-критерий" [4, стр. 270]. Процитируем выдержки из двух перечисленных выше изданий.

"3.6. Парные наблюдения.

Рассмотренное в предыдущем разделе сравнение двух совокупностей наблюдений (двух выборок) часто проводится для обнаружения результата какого-либо воздействия (выявление эффекта обработки), либо, напротив, для подтверждения его отсутствия.  

Диссертация

Чем более однородными окажутся выбранные для эксперимента объекты (для контроля и воздействия), чем меньше их случайные различия, тем точнее (и по меньшему числу наблюдений) можно будет дат ьответ на вопрос. ... Ясно, что различие между объектами, выбранными для воздействия и для контроля (или для двух разных воздействий) если интерес представлет их сопоставление) будет наименьшим, если в обоих качествах выступает один и тот же объект.  ... Далее для каждого объекта мы измеряем два значения интересующей нас характеристики (например, до воздействия и после или при двух разных воздействиях). Так возникают пары наблюдений и парные данные". [1, стр. 120-121]

"5.3.3.

В пункте 3.6 мы подробно описали, что такое парные данные и каково их обычное экспериментальное происхождение. .. Допущения. ... 3. Случайные величины е1, ...., еn  распределены по нормальному закону ... ". [1, стр. 174-175]

"9.1.2. Случай связанных выборок

Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение должно быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону". [3, стр. 172-174]

Диссертация

Фактически в случае парных, связанных выборок речь идёт о проверке статистической гипотезы о том, что разности величин, измеренных до и после воздействия, имеют заданное генеральное среднее, чаще всего это значение равное нулю. Т.е. произошёл ли статистически значимый сдвиг генерального среднего в результате воздействия в ту или иную сторону (уменьшилось среднее или увеличилось). Поскольку диссертант не упоминает в диссертации о процедуре проверки нормальности распеределения для анализируемых величин, то уже можно утверждать отсутствие строгой аргументации и достоверности выводов, полученных на основе статистических манипуляций. Это утверждение имеет тем большие основания, что часть признаков, проанализиванных с помощью t-критерия Стьюдента, имеет неколичественную, ранговую шкалу. Далее, к некоторым таблицам, например, к таблицам 5, 6, 7, 11, 12, 15 и 16 даётся следующее примечание: "* достоверно (р<0,05) по сравнению с контролем". Из чего следует, что диссертант использовал не t-критерий для связанных выборок, а t-критерий Стьюдента для двух независимых выборок. Однако в этом случае кроме ограничения на нормальность распределения появляется ещё и ограничение на равенство генеральных дисперсий. Как следует из текста диссертации, такая проверка также не производилась. Это также позволяет утверждать отсутствие строгой аргументации и достоверности выводов, полученных на основе статистических манипуляций. Предположим, что несмотря на отсутствие процедуры проверки нормальности распределения для анализируемых количественных переменных, эти переменные действительно имели нормальное распределение. Какова вероятность такого предположения? Ниже мы приведём несколько результатов проверки нормальности распределения таких же количественных переменных, заимствованных из наблюдений других медиков и биологов.

Диссертация

Гистограмма

Диссертация

Отметим, что для распределения веса чаще всего характерно наличие плосковершинности рспределения, крутого левого хвоста и затянутого правого хвоста. Аналогичные особенности левого и правого хвостов распределения отмечаются также и для таких признаков, как артериальное давление, показатели спирометрии и др. Проверка нормальности проводилась в том же пакете STATISTICA, который упоминается диссертантом. Для этой цели использовались критерии W-Шапиро-Уилка (SW) и Колмогорова-Смирнова (K-S) с поправкой Лиллиефорса. Обратим внимание читателей также на то, что величины σ, стоящие в заголовках таблиц в выражениях Х ± σ, никак не пояснены в тексте диссертации. На стр. 80 диссертант сообщает, что вычисляли "... среднюю арифметическую величину, ее погрешность и среднеквадратическое отклонение...".

Если относительно величины Х никаких вариантов нет, очевидно, что это среднее значение, то для σ равновозможны оба варианта, как ошибка среднего, так и среднеквадратическое отклонение. Предположим, что это среднеквадратическое отклонение, поскольку во многих учебниках по математической статистике буквой сигма обозначают именно среднеквадратическое отклонение (StdDv - Standard deviations), правда не выборочное, а генеральное, популяционное. В этом случае не составит труда проверить выполнение одного из условий применимости критерия Стьюдента для двух выборок, а именно равенство генеральных дисперсий. Для этого большее значение σ разделим на меньшее (для сравниваемых групп), затем результат возведём в квадрат. Таким образом мы вычислим F-критерий Фишера для проверяемой статистической гипотезы. Сделав такую процедуру мы убедимся, что более чем в половине случаев F-критерий Фишера равен 3-4, и даже достигает величины 10,5. При этом достигнутый уровень статистической значимости этого критерия изменяется от величин порядка 0,01 до величин с 7-9 нулями после запятой. Из чего следует, что гипотеза о равенстве генеральных дисперсий в сравниваемых группах отвергается. Вывод: если даже предположить, что во всех сравниваемых группах наблюдалось нормальное распределение, что само по себе практически невозможно,  тем не менее, критерий Стьюдента не может быть использован в данных условиях вследствие неравенства генеральных дисперсий (см. проблему Беренса-Фишера).

Теперь предположим, что величина σ есть ошибка среднего. В этом случае также нетрудно построить 95%-ный доверительный интервал для генерального среднего, используя для этой цели значение выборочного среднего Х, ошибку среднего σ и объём наблюдений по которому вычислено среднее значение, а также квантиль t-распределения Стьюдента для доверительной вероятности 95%. 

И в этом случае мы получим перекрывающиеся доверительные интервалы для средних двух групп. Это означает, что следует принять нулевую статистическую гипотезу о равенстве генеральных средних сравниваемых групп. Однако очень часто этот вывод будет противоречить примечанию в виде значка * , означающего достоверное различие по сравнению с контролем. Предлагаем нашим читателям провести такие несложные вычисления, чтобы самим убедиться в этом.

Таким образом, можно констатировать, что диссертант, как и его научные руководители, проявили отсутствие необходимой квалификации в анализе экспериментальных данных, вследствие чего сформулированные в диссертации выводы научно не обоснованы, и не отвечают критериям, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени. Всё это даёт основания обратиться в ВАК РФ с предложением провести повторную экспертизу данной работы.

Литература

1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А.  Анализ данных на компьютере/ Под ред. Фигурнова В.Э. - М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995. - 384 с.

2. Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М.: Финансы и статистика, 1982. - 344 с.

3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003. - 336 с.

4. Браунли К.А. Статистическая теория и методология в науке и технике. М.: Наука, 1997. - 408 с.

 

 

    На файле "Поиски методов или результатов статистического анализа" сообщается, что сейчас на сайте БИОМЕТРИКА  размещено 4162 htm-файлов, 651 pdf-файлов, 152 djvu-файлов, и т.д. И там же приводятся описания групп конкретных файлов. В частности по методам статистического анализа, их отличным результатам, отзывам авторов, книгам этих методов, статистике посещаемости сайта БИОМЕТРИКА, и т.д. Далее приведено подробное пояснение поиска нужных файлов системой Google, которая там же и помещена. А после системы Google размещены популярные 341 htm-адресов и 79 адресов pdf-адресов. Итак, для оперативного выбора конкретного нужного файла на данном сайте БИОМЕТРИКА, рекомендую перейти на файл "Поиски методов или результатов статистического анализа". Можете просматривать все графики по данной тематике.


1997 - 2020.© Василий Леонов. E-mail: 

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Зачем нужна статистика в доказательной медицине? 

Доклад "Почему и как надо учить медиков статистике?" В. Леонов