Яндекс.Метрика

Камчатский семинар по биометрике 2014
Каждый слышит то, что понимает. Гете

Часть учебно-методических материалов сайта, в том числе электронная библиотека, доступны только заказчикам работ по анализу данных для кандидатских и докторских диссертаций, а также слушателям системы дистанционного обучения и консультаций. Запрос на выполнение анализа данных, обучение и консультации направляйте на мэйл E-Mail редактора БИОМЕТРИКИ

Статистика в кардиологии. 15 лет спустя.

Почему и как надо учить медиков статистике?

ВАК для учёных? или ВАК для… бумагомарак? «ТРОИЦКИЙ ВАРИАНТ» № 8 (127), 2013 год.

БИОМЕТРИКЕ - 15 лет! А что было раньше? И что теперь? 

Журнал "Медицинские технологии. Оценка и выбор", 2014, №1, с. 17-28.
Леонов В.П. "Статистика в кардиологии. 15 лет спустя".

Семинары по биометрике

Камчатская биометрика-2014
(24.03.2014 - 3.04.2014)

Фоторепортаж с семинара по биометрике в Петропавловске-Камчатском

Отзывы слушателей семинара

Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии

11 ноября 2013 года я получил следующее письмо.

Здравствуйте, Василий!
Меня зовут Светлана Рудакова, я зам. директора КамчатНИРО. Наш институт прикладной, занимается изучением водных биологических ресурсов и среды их обитания (наш сайт www.kamniro.ru).

И статистическая обработка данных для выявления различных связей для больших и разнообразных массивов данных в наших исследованиях крайне необходима. Однако, в настоящее время наши специалисты пользуются ограниченным арсеналом средств и многие, и администрация института в том числе, уже осознают, что надо пытаться расширить знания по статистической обработке биологических данных и применять их на практике. С 2008 г. я являюсь читателем вашего сайта... Раньше вы часто писали о том, что проводятся семинары по Биометрике в разных городах России... Мы бы очень хотели провести такой семинар для сотрудников нашего института. Напишите пожалуйста, можете ли вы организовать у нас такой семинар, какую информацию вам надо от нас получить и сколько это примерно будет стоить.

Заранее благодарна,
Светлана.

Познакомившись с сайтом Камчатского научного-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО), я понял, чем обусловлено желание руководства этого НИИ повысить уровень использования биостатистики в своей научной деятельности. Очень подробно о необходимости оптимизации научных исследований рассказал в своём интервью "Рыбохозяйственной науке необходимы современные инструменты исследований" директор КамчатНИРО, доктор технических наук Олег Михайлович Лапшин. КамчатНИРО, созданный в 1932 году, является одним из старейших НИИ данного направления. Главным направлением этого НИИ является выполнение рыбохозяйственных исследований камчатского шельфа, а также прилегающих к нему акваторий северной части Тихого океана, Охотского и Берингова морей, и внутренних водоемов Камчатки. Учитывая специфику экономики Камчатки, рыбная отрасль этого региона является весьма важным звеном всей экономики Дальнего Востока. И для повышения эффективности этой отрасли как раз и требуется эффективное использование методов биометрики в научных исследованиях.

    Почитав публикации авторов из этого и других аналогичных российских НИИ, пришёл к заключению, что сотрудники КамчатНИРО являются весьма творческими авторами. И поэтому их желание расширить свои познания и навыки в биометрике вполне объяснимо. В течение месяца были согласованы детали организации и проведения этого обучающего семинара. В частности, согласована Программа обучения и дата начала семинара. 15 будущих слушателей прислали свои базы данных, с их подробным описанием, и описанием целей и задач проводимых исследований.

   В течение двух месяцев был проведён детальный анализ всех поступивших баз данных. При этом использовались самые разные методы статистического анализа. Наибольший акцент делался на те методы, которые были представлены в согласованной Программе семинара. Уже порядка 20 лет при проведении таких семинаров мы используем принцип "Study of case" (обучение на примерах), который является обязательным условием обучения на основе результатов статистического анализа реальных данных самих слушателей семинара. В итоге было получено порядка 5 тысяч страниц результатов анализа, в том числе несколько сот графиков.

  Перелёт из Москвы в Петропавловск длился 8 часов. Первые два дня (22-23 марта) пребывания в Петропавловске ушли на адаптацию к новому часовому поясу и новому климату. Учитывая, что разница в часовых поясах между Москвой и Петропавловском составляет 8 часов, первые дни было непросто адаптироваться к новому режиму дня. В эти дни в Петропавловске шёл сильный снегопад. В гостинице, в которую меня поселили организаторы семинара, не было свободного доступа в интернет. За плату в 240 рублей администрация гостиницы выдавала карточки Ростелекома для Wi-Fi-доступа к сети в течение 2-х часов. Скорость была очень низкая. Впрочем, эта проблема существует по всей Камчатке. Зная об этом, я специально привёз с собой USB-винчестер объёмом 600 Гбайт, на котором для слушателей семинара была записана самая разная информация. Это несколько тысяч электронных книг (341 Гбайт, в т.ч. 5 Гбайт книг по статистике), около 300 обучающих видеофильмов разной тематики (73 Гбайта), много музыки (47 Гбайт), и много других полезных и нужных файлов не только для самих слушателей, но и для их детей, школьников. Этот подарок в 600 Гбайт я привожу на все семинары. И потом слушатели семинаров часто пишут мне о том, как успешно использовали эти 600 Гбайт они сами и их дети, которые учатся не только в школах, но и в вузах.   

  Прогулки по Петропавловску напомнили мне прогулки по Владивостоку. Такие же сопки, такое же интенсивное движение транспорта. На улицах ездят почти одни японские автомобили. В магазинах удивили очень высокие цены рыбной продукции. Зато книжный магазин поразил своим обилием прекрасных изданий! Очень много было исторических изданий, отличной фотопродукции, сувениров. Как и во Владивостоке, в Петропавловске много памятников.

  Занятия семинара проходили в актовом зале КамчатНИРО, специально подготовленном для семинара. Первая лекция прошла 24 марта. В работе использовался проектор, который позволял демонстрировать на экране как учебники по статистике, так и файлы с результатами анализа данных слушателей. Именно эти результаты анализа реальных данных слушателей и помогали им легче и быстрее понять изучаемые методы анализа, и увидеть их важность и ценность. Общее количество слушателей было более 30 человек. Каждая лекция длилась 50 минут. Далее в течение 10 минут лектор и слушатели могли попить горячий чай, кофе, а также полакомиться вкусными бутербродами с красной икрой, и другими "лакомыми кусочками" :-))

   Состав слушателей был весьма вариабельный. Это были не только начинающие исследователи и аспиранты, но также было немало и кандидатов наук, заведующих отделами и лабораториями. Причём как молодых, так и взрослых, имеющих очень большой стаж работы.  После одной лекции в кабинете зам. директора КамчатНИРО Светланы Леонидовны Рудаковой, организатора этого семинара, состоялась встреча с проректором местного университета. Речь шла о проведении аналогичного семинара в их университете.

   29 марта, после 5 дней лекций, прошло первое практическое занятие по обучению статистической обработки данных на персональных компьютерах. На каждом столе в актовом зале были размещены ноутбуки, на которых и работали слушатели семинара. Вначале в течение 15-20 минут на экране демонстрировалось, каким образом реализуется тот или иной статистический метод, а затем слушатели самостоятельно проводили статистический анализ своих новых данных. Активность слушателей была весьма высока. Они постоянно обращались ко мне с вопросами.

  29 марта, после окончания занятия, один из слушателей семинара пригласил меня совершить вместе с ним поездку в посёлок Малки, находящийся на расстоянии 120 км от Петропавловска. Этот посёлок расположен в долине между горами. В нём построено много баз отдыха. Рядом с посёлком находится Малкинский завод по производству минеральной воды. В этой долине много подземных горячих источников. На них в базах отдыха размещено много бассейнов, в которых отдыхающие принимают  ванну. В некоторых горячих источниках наружу выплёскивается кипящая вода. В этих источниках приезжающие отдыхать варят куриные яйца.

    В последний день семинара, 3 апреля, слушатели передали лектору свои отзывы о семинаре. И далее, на память о прошедшем семинаре, мы  все вместе сфотографировались.

Мои впечатления о прошедшем семинаре были самыми положительными. Во-первых, слушатели на лекциях очень часто задавали вопросы. А когда начались практические занятия, то слушатели также задавали много уточняющих вопросов. И это радовало меня. Ведь ещё тысячу лет назад иранский философ Газали объяснял, как он достиг высоких знаний в науках: «Потому что не стыдился я спрашивать о том, чего не знал».

Наблюдая за тем, как слушатели самостоятельно проводят статистический анализ своих собственных данных, я видел, что работа производится весьма продуктивно. Разумеется, для детальной интерпретации полученных результатов анализа, требуется достаточный уровень знаний и по своей конкретной специальности. И здесь сотрудники НИИ также не комплексовали, а обсуждали вместе со своими коллегами полученные результаты анализа.


  Дальний Восток - это край моего детства и юности. Однако ранее я не бывал на Камчатке. И поэтому перед поездкой в Петропавловск-Камчатский я прочитал много интересной информации об этом уникальном месте. Будучи любителем этимологии, я начал с изучения версий происхождения слова "Камчатка", которое появилось ещё в 1667 году. Таких версий немало. Сегодня наиболее популярны 2 значения этого слова: 1) река на полуострове Камчатка, длиной 758 км и площадью бассейна 55,9 тыс. квадратных км; впадает в Камчатский залив Тихого океана; 2) полуостров на северо-востоке Азии, в Российской Федерации; омывается Тихим океаном, Охотским и Беринговым морями, протяжённость - 1200 км, площадь - 370 тысяч квадратных км. И конечно все, кто учился в школе, помнят шутливое название задних парт в классе, на которые ранее сажали самых плохих учеников.

Город Петропавловск-Камчатский был основан 17 октября 1740 года как Петропавловский острог на месте камчадальского селения на берегу Авачинской бухты Тихого океана, во время Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Название город получил от имён двух кораблей – пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел», которыми руководили Беринг и Чириков. Население города в 2013 году составляло примерно 182 тысячи человек. Расположен Петропавловск-Камчатский в юго-восточной части полуострова Камчатка. Вблизи города возвышаются действующие вулканы - Корякская и Авачинская сопки. Во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.), когда в Крыму шла сильнейшие боевые действия, на Камчатке русские войска смогли одержать победу над превосходящими силами англо-французского флота. В 25 километрах западнее Петропавловска находится город Вилючинск - база атомных подводных лодок. А в глубине Камчатки находится ракетный полигон Кура.


Очень быстро прошёл наш семинар... Как и все слушатели, я был очень доволен его результатами. Ведь в данном НИИ собирается очень много ценной информации. И статистический анализ превратит эту информацию в ценное Знание, которые позволит существенно повысить экономическую эффективность работы КамчатНИРО. К сожалению, во многих медицинских НИИ не осознают важность этой концепции. И руководители таких НИИ вместо лабораторий биостатистики открывают у себя церкви...        

До свиданья, Петропавловск-Камчатский!

До новых встреч!


02.05.2014.



Наши возможности  О возможностях статистического анализа биомедицинских экспериментальных данных, которыми располагает Центр "Биостатистика".

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ ДИССЕРТАНТОВ

Центр БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. Стандартные сроки анализа данных: для статей и докладов - 5-10 дней, для кандидатских диссертаций 1 месяц, для докторских диссертаций 1,5 месяца. (См. далее)

Отзывы заказчиков по статистическому анализу данных

Последние отзывы на проведённый анализ данных

В.А. Габышев, Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутск. Работая над докторской диссертацией, я постепенно пришел к убеждению, что мне необходимо применить современные статистические методы. Материал для своей работы собирал много лет, получился серьёзный массив данных о флористическом, ценотическом составе фитопланктона рек Восточной Сибири, о гидрохимии и других параметрах среды. ...

Гражданкина Д.В., НГМУ, Новосибирск. Работаю я ассистентом кафедры эндокринологии Новосибирского медуниверситета. Моё исследование посвящено изучению роли предшественника мозгового натрийуретического пептида в ранней диагностике хронической сердечной недостаточности при сахарном диабете 2 типа. Вопрос о том, как и кому выполнять статистический анализ данных для диссертаций, статей по медицине, волновал меня довольно давно...

Веселовская Н.Г., Алтайский кардиоцентр, Барнаул. Хочется поделиться своими впечатлениями от работы с центром БИОСТАТИСТИКА. Итак, это не первое моё сотрудничество с центром. В 2006 г центром БИОСТАТИСТИКА был проведён анализ материала, который вошёл в мою кандидатскую диссертацию...

Поддубная О.А., доктор медицинских наук, доцент кафедры Восстановительной медицины, физиотерапии и курортологии Сибирского Государственного медицинского университета

Медянникова И.В., кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии Омской государственной медицинской академии

Крупская Ю.А. (Ростов-на-Дону)

Чекмарев А.С., аспирант кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии РМАПО, член совета студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов при Министерстве Здравоохранения и Социального развития России (Москва)

Сафонова В.Р., Ханты-Мансийская госмедакадемия, кафедра нормальной и патологической физиологии

Ванинцева Н.Н. Санкт-Петербург

Бурмистрова Т.Г., лаборатория нарушений сердечного ритма РНПЦ Кардиология, Минск

Карчевская К.В., Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии г. Пенза

Дистантное обучение биостатистике с помощью Скайп

Информация о специализированных курсах и семинарах по прикладной биостатистике для студентов, аспирантов, докторантов и научных сотрудников НИИ и вузов работающих в области биологии, медицины, социологии, психологии и т.д. (См. далее)

Отзывы по дистантному обучению статистике

Применение методов статистики в кардиологии (по материалам журнала "Кардиология" за 1993-1995 гг.). Леонов В.П. Кардиология, 1998, № 1, с. 55-58.

Когда нельзя, но очень хочется, или Ещё раз о критерии Стьюдента. Леонов В.П.

ВАМ НУЖЕН БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ ВАШИХ ДАННЫХ? ВОТ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ...


1997 - 2017.© Василий Леонов

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Возврат на главную страницу

Возврат в КУНСТКАМЕРУ

Т. Кун. Структура научных революций