Яндекс.Метрика Я ВЕРУЮ В БАХА, - А ВЫ?
Каждый слышит то, что понимает. Гете

Часть учебно-методических материалов сайта, в том числе электронная библиотека, доступны только заказчикам работ по анализу данных для кандидатских и докторских диссертаций, а также слушателям системы дистанционного обучения и консультаций. Запрос на выполнение анализа данных, обучение и консультации направляйте на мэйл E-Mail редактора БИОМЕТРИКИ

Почему и как надо учить медиков статистике?
(Доклад на конференции по доказательной медицине в Ереване
18-20.10.2012

Я  ВЕРУЮ  В  БАХА, - А  ВЫ?


28 июля 1750 года в 9 1/4 часов вечера Иоганн Себастьян Бах на шестьдесят шестом году кротко и спокойно почил..."
Из некролога по случаю 
смерти И.С. Баха

"Не ручей! - Море 
должно быть ему имя" 
- сказал о Бахе Л. Бетховен. 
( "Бах" - ручей (нем.))

 250 лет тому назад окончил свой земной путь величайший композитор нашего мира Иоганн Себастьян Бах, и 250 лет назад начался его путь в бессмертие. Это о нём можно сказать известные слова - "Он и теперь живее всех живых"! Великий музыкант и композитор оставил нам не только свои творения, он оставил нам целый мир, мир своей музыки, МИР БАХА! Значительно расширили границы этого мира и его сыновья, которые также стали известными музыкантами. 

    2000 год объявлен в Германии годом И.С. Баха.  К 250-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха в главных городах  Германии проводится единственный в своем роде музыкальный  фестиваль. Кульминация этого фестиваля - Баховский праздник, который пройдёт в июле м-це в Лейпциге. 

И.С.Бах  родился 31 марта 1685 г. в Айзенахе.Предки Баха издавна славились своей музыкальностью."Род Бахов"- непременные участники музицирования в церквах и при дворах. Известность этих музыкантов была столь велика, что в Эрфурте 17 в. вообще всех музыкантов называли "Бахами".Сохранился любопытный документ: в 1735 году Бах составил генеалогию своего рода по отцовской линии, вписав имена 53-х родственников, которые, за редким исключением, целиком посвятили себя музыке.  Родоначальником этого семейства музыкантов был Фейт Бах, немец из Тюрингии, центральной области Германии. Второй его сын, Ганс Бах, по преданию отличный скрипач, был прадедом Иоганна Себастьяна. 

Иоганн Себастьян был и  органистом и кантором, руководил оркестрами в  Кельне, Веймаре и Лейпциге. Музыкальный гений немецкого народа, Иоганн Себастьян Бах  вобрал в себя в себя все лучшее из того, что было в немецкой музыке. Зная хорошо и итальянскую музыку, в частности произведения Антонио Вивальди, он создал творения искусства непреходящей ценности. Бах безгранично раздвинул горизонты музыки, дал мощный импульс мировой музыкальной культуре и  воздвиг тем самым себе памятник величайшего классика музыки всего мира. По словам известного музыковеда, академика Б.Ф.Асафьева, «И.С.Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени». 

Жизнь его была полна  унижений и горечи. В течение двух десятков лет Бах кочевал по разным  городам Германии: из Веймара в Арнштадт, затем в Мюльхаузен, снова в Веймар, потом в Кетен, пока окончательно не обосновался в Лейпциге. Баха нередко называют сочинителем  духовной музыки. Наибольшей  известностью из его произведений этого жанра в наши дни пользуются "Страсти по Матфею". Грандиозные замысла Баха не умещались в границах, отведенных светской музыке. Наиболее нтереснейшие из них - "Бранденбургские  концерты". Его сочинения звучат одинаково красиво в исполнении и джазовых ансамблей, и электроинструментов. Едва ли найдется другой композитор, чьи произведения так стимулировали бы фантазию и  вдохновляли современных композиторов на разнообразные интерпретации. 

И.С. Бах  работал во всех жанрах (кроме оперы). Месса си-минор, "Страсти по Матфею",  "Страсти по Иоанну", около 200 кантат, светская  кантата "Феб и Пан", оратории, инструментальные концерты, сочинения для органа, клавира (в том числе двухтомный цикл прелюдий и фуг "Хорошо темперированный клавир"). Бах трудился, не зная отдыха, оставив после себя более 1100 музыкальных произведений и 20 детей, о которых он преданно заботился. После смерти Баха долгие годы вокруг его имени существовал заговор молчания. Лишь семь его произведений были опубликованы при жизни, и только две статьи появились в печати о его виртуозной исполнительской деятельности. Известнейший исследователь его жизни и творчества  Альберт Швейцер в своей книги о Бахе написал следующие строки: "Гении начинают поучать тогда, когда глаза их давно закрыты и когда вместо них говорят их творения. Бах, не уставая,  твердил своим ученикам, что учиться надо на произведениях великих мастеров, он и не подозревал, что сам станет учителем только для будущих поколений". И сам он также учился по произведениям таких известных композиторов, как Антонио Вивальди, Алессандро Скарлатти, Доменико Скарлатти, Жан Филипп Рамо, Франсуа Куперен, Джироламо Фрескобальди, Арканджело Корелли, Джузеппе Тартини, Клаудио Монтеверди. 

Пожалуй ни об одном композиторе не написано столько книг и статей. Его творчество изучают музыковеды, искусствоведы, психологи и даже математики. В журналах можно встретить статьи о том, как физиологи исследуют состояние людей, которые слушают музыку Баха. В последнее время учёные начали более широко исследовать лечебное воздействие музыки на человека. Так 26-28 мая 2000 г.в  Москве работал  I МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС "Музыкотерапия и восстановительная  медицина в ХХI веке". В Новосибирском академгородке Вячеслав Тесленко проводит исследования по музыкальной электротерапии. И это не единичные попытки. Недавнее исследование, проведённое учёными из Ноттингемского и  Оксфордского Университетов, показало, что звучащая  музыка  увеличивает функциональную  активность височных долей головного мозга  внутриутробных плодов. Это было подтверждено при использовании функционального магниторезонансного  исследования мозга малышей. И  это не просто констатация того, что плод способен  слышать - это уже похоже на то, что плод способен  слушать.  Думаю, не так уж далеко то время, когда беременным женщинам врачи будут рекомендовать побольше слушать классической музыки, а больным, проходящим курс лечения в НИИ курортологии или кардиологии, будут назначать в качестве лечебных процедур музыку Баха или Вивальди... Для желающих немедленно приступить к таким процедурам музыкотерапии мы собрали на нашем Информационном Архиве коллекцию файлов с произведениями И.С.Баха, в числе которых Бранденбургские концерты, концерты для клавесина, концерты для двух скрипок, концерты для флейты, скрипки и клавесина, токкаты и фуги, известная сюита N2 B minor и много других произведений.
           . 
 Известно, что музыка не нуждается в переводе. Этот общечеловеческий  язык возник гораздо раньше, чем английский, китайский или любой иной язык. Автор этих строк, давний и страстный поклонник музыки И.С.Баха, беседовал с разными людьми о том, как они воспринимают его музыку. Из бесед с ними удалось установить нечто общее для всех. Оказалось, что большинство слушателей музыки И.С. Баха, объясняя свои ощущения от его музыки, упоминали чаще всего такие слова, как "очищение", "умиротворение", "прояснение", "утешение", "воодушевление". Очень точно о музыке сказал Л. Бетховен: "Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия". Г.Гендель выразился иначе: "Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала бы моих слушателей: я стремился их сделать лучше". Сам же Иоганн Себастьян Бах сказал об этом еще более кратко: "Цель музыки - трогать сердца". Одно из наиболее любимых моих произведений  И.С.Баха  - концерт для 4 клавесинов с оркестром   (a-moll, обработка концерта А. Вивальди для 4 скрипок с оркестром между 1730-1733), остаётся и по сей день единственным концертом для 4 клавесинов. Впрочем, с полным основанием можно говорить о неповторимости и уникальности каждого произведения Баха.

Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовавший в 1802 "Очерк жизни и творчества Баха"), К. Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона в 1829. Это исполнение, имело историческое значение и послужило первым импульсом к возрождению творчества Баха в 19— 20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество. С тех пор началось признание гения музыкального искусства и осознание его величия и притягательности возвышаюшей нас музыки. Сейчас в мире создано много клубов и обществ, объединяющих в своих рядах тысячи поклонников музыки Иоганна Себастьяна Баха, многие из которых представлены в Интернете. Вот только небольшой список адресов в Интернете посвященных И.С.Баху.

  1. J.S.Bach Home Page
  2. Johann Sebastian Bach
  3. The Canons and Fugues of J. S. Bach
  4. The J. S. Bach Page at midiworld
  5. Dave's J.S. Bach Page
  6. Johann Sebastian Bach,J. S. Bach,fugue,canon,classical music,music theory,analysis
  7. A Johann Sebastian Bach Midi Page
  8. Classics World - Johann Sebastian Bach
  9.  Zipped files containing all 265 Johann Sebastian Bach Midi Files
  10. Alexandre H. Hohmann's Bach Page
  11. Johann Sebastian Bach, Bach, baroque, classical, composer, music
  12. Bach J. S. Eisenach 1685 1695
  13. Bach Society Orchestra 
  14. Club JSB
  15. J S Bach alt.music.j-s-bach FAQ
  16. Нотный архив переложений для гитары
  17. Bach-Archiv Leipzig
  18. RealAudio, J.S. Bach
  19. Альберт Швейцер. ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
  20. Коллекция midi-файлов с произведениями И.С.Баха
  21. Краткая биография И.С.Баха
  22. Classical MIDI Archives - Bach
  23. Bach Central Station - MIDI
  24. J S Bach Works List
  25. J.S. Bach Archive and Bibliography
  26. Dave's J.S. Bach Page
  27. J.S.Bach: Texts of the Complete Vocal Works with English Translation and Commentary
  28. Chronology of Bach Contemporaries
  29. J.S. Bach
  30. J.S.Bach in a way you never heard (or seen) before.
  31. Играет Бах
  32. И.С.БАХ "Маленькие прелюдии и фуги"
  33. И.С. Бах, Месса ФА-МАЖОР 
  34. Когда проснется Бах
  35. И.С.Бах
  36. Карл Филипп Эмануил БАХ. Великий сын Великого отца 
  37. Дж. Сэмпсон. БАХ И ШЕКСПИР 


Сочинения И.С.Баха:
для хора и голосов с оркестром-
Страсти по Луке (1712, подлинность оспаривается). Страсти по Иоанну (Johannespaesion, либретто Б. Брокеса и И. С. Баха, 1722-23), Страсти по Матфею (Matthauspassion, либретто Пикандера, исполнено 1729, 2-я редакция- 1736, 3-я - 1739, 4-я - 1744), Страсти по Марку (Markuspassion, либретто его же, 1731, партитура утеряна), Магнификат (Magnificat, 1723); оратории - Рождественская оратория (Weihnachtsoratorium, 1734), Пасхальная оратория (Oster-Oratorium, 1734-36), Оратория на вознесение Христово (Himmelfahrts-Oratorium); мессы- Месса h-moll (Высокая месса, 1733), 4 короткие мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur, около 1737); 

духовные кантаты -
сохранилось 199 кантат, в том числе: № 71- Господь, он мой царь небесный (Gott ist mein Konig, так называемая Выборная кантата, 1708), № 4 - Христос лежал в оковах смерти (Christ lag in Todesban-den. 1708), № 106-Трагическая кантата (Actus Tragicus, 1711), № 12 - Слёзы, вздохи, трепет, горе (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, 1714), № 21-Я много горя претерпел (Ich hatte viel Bekummernis, 1714), № 80 - Господь - моя твердыня (Ein'feste Burg ist unser Gott, 1730), № 27 - Кто знает свой последний час (Wer weiss, wie nahe mir mein Ende, 1730-1740), № 49 - Иду и страстно ищу (Ich geh' und suche mit Verlangen, 1730-1740), № 52 - Лживый мир, тебе не верю (Falsche Welt, dir trau' ich nicht, 1730-1740), № 156 - Стою одной ногой в могиле (Ich steh'mit einem Fuss im Grabe, 1730-1740), № 39- Раздели твой хлеб с голодным (Brich mit dem Hungrigen dein Brot, 1732), № 36 - Вознеситесь радостно ввысь (Schwingt treudig euch empor, 1732), № 1 - Как ярко светит утренняя звезда (Wie schon leuchtet der Morgenstern, 1735-1744); 

светские кантаты-
№ 208 - Одна охота лишь меня бодрит (Was mir behagt ist nur die muntre Jagd, Охотничья кантата, слова С. Франка, 1716), № 173-a - Светлейший Леопольд (Durch-Iaucht'ster Leopold, 1717), № 205 - Умиротворённый Эол (Der zulriedengestellte Aeolus, 1725), № 207- Раздор побежденный изменчивых струн (Vereinigte Zwietracht der wechselnden Saiten, исполнено 11 XII 1726), № 36-a-Да вознесутся желания ввысь (Steigt treudig in die Luft, исполнено 30 IX 1726), № 193-a - Вы, небесные чертоги, вы, сияющие светила (Ihr, Hauser des Himmels, ihr, scheinenden Lichter, исп. 3 VIII 1727), № 202 - Вы отступите, грустные тени (Weichet nur, betrubte Schatten, свадебная кантата, 1725, опубликована 1727), № 205 - Я развлекаюсь (кантата о жизни в довольстве, Ich bin in mir vergnugt, Kantate von der Vergnugsamkeit, исполнена до 1728), № 216 - Благодатный город на Плейсе (Vergnugte Pleissenstadt, исполнено 5 II 1728), № 201- Состязание между Фебом и Паном (Der Streit zwischen Phoebus und Pan, либретто Пикандера на сюжет из "Метаморфоз" Овидия, 1731), № 211- Пусть смолкнет болтовня (Schweigt stille, plaudert nicht. Кофейная кантата, слова №№ 1-8 Пикандера №№ 9-10 И. С. Б., исполнено 1732), № 206 - Скользите, игривые волны (Schleichet, spielende Wellen, 1733), № 213 - Геркулес на распутье (Hercules aut dem Scheideweg, исполнено 5 IX 1733), № 214- Звучите, литавры, и трубы, трубите (Tonet, ihr, Pauken, erschallet, Trompeten, 1733), № 215 - Славь своё счастье, благословенная Саксония (Preise dein Glucke, geseg-netes Sachsen, слова И. Клаудера, 1734), № 205-a - Шумите, недруги (Blast, Larmen, Ihr Feinde, исполнено 17 I 1734), № 207-a - Вздымайтесь, весёлых труб гремящие звуки (Auf, schmetternde Tone der muntern Trompeten, исполнено 3 VIII 1734), № 210- О чудный день, желанный век (О, holder Tag, erwunschte Zeit, oколо 1734-1735), № 212 - Начальство новое у нас (Мег hahn en neue Oberkeet, Крестьянская кантата, слова Пикандера, 1742); 

для оркестра-
6 Бранденбургских концертов (1721), 5 увертюр-сюит (около 1721, 1729-30), симфония (обработка Бранденбургского концерта № 1, около 1730); 

концерты для инструментов с оркестром-
для скрипки с оркестром (a-moll, E-dur, около 1721; g-moll, D-dur отрывок; d-moll, около 1721), 7 для клавесина с оркестром (d-moll, E-dur, D-dur, A-dur, f-moll, F-dur, g-moll, между 1730 и 1733), 3 концерта для 2 клавесинов с оркестром (c-moll, C-dur, между 1727 и 1730; c-moll, около 1730), 2 концерта для 3 клавесинов с оркестром (d-moll, C-dur, между 1730 и 1733), концерт для 4 клавесинов с оркестром (a-moll, обработка концерта А. Вивальди для 4 скрипок с оркестром между 1730-1733), концерт для флейты, скрипки, клавесина с оркестром (a-moll,- так называемый тройной концерт-Trippelkonzert, после 1730); 

камерные ансамбли-
6 сонат для клавесина и скрипки, сюита для клавесина и скрипки, 3 сонаты для клавесина и виолы да гамбы (или виолончели), 3 сонаты для клавесина и флейты, 4 сонаты ("инвенции") для скрипки и чембало, 3 сонаты для флейты с цифрованным басом; трио-сонаты: для 2 скрипок с цифрованным басом, для 2 скрипок и чембало, для флейты и скрипки с цифрованным басом, для 2 флейт с цифрованным басом; 

для органа-
6 органных концертов (1717), 18 прелюдий и фуг (1700-17, 1723-39), 3 фантазии и фуги (1700-08), 5 токкат с фугами (1700-08), 3 прелюдии (1700-08), 8 маленьких прелюдий и фуг (1708-17), фуги (c-moll, G-dur, 1700-08; c-moll на тему Дж. Легренци, g-moll, h-moll на тему А. Корелли, 1708-09; c-moll, 1716), фантазии (h-moll, C-dur, h-moll con imitazione, C-dur неоконченная, 1700-1717), пассакалия (1716-17), пастораль (1703-07), канцона (1709), Allabreve (около 1709), педальное упражнение (Pedal-Exercitium, 1700-03), 46 хоральных прелюдий (включены в Органную тетрадь - Ог-gelbuchlein, для Вильгельма Фридемана Баха, около 1717), 6 хоралов, так называемые Шюблеровские хоралы (между 1746-50), 18 хоралов, так называемые Лейпцигские (последний - предсмертный - Пред твой трон явлюсь я - Vor deinen Thron trct'ich hiermit, 1747-50), 5 канонических вариаций на тему "С высот небесных" ("Vom Himmel hoch da komm ich her", 1746-47), 7 хоральных вариаций на тему "Христос, ты весь как светлый день" ("Christ, der du bist der helle Tag", около 1700), 9 хоральных вариаций на тему "О, боже, ты святый боже" ("О Gott, du frommer Gott", около 1700), 11 хоральных вариаций на тему "Привет тебе, Иисусе любезный" ("Sei gegrusset, Jesu gutig", около 1700 и позднее), 17 вариаций на тему "Хвала одному богу в небесах" ("Allein Gott in der Hoh'sei Ehr'", около 1705); 

для клавесина -
20 маленьких прелюдий (1717-23), 4 прелюдии и фугетты (1700-08), 3 прелюдии и фуги (1700-08, 1717-23, после 1723), 6 прелюдий для начинающих (1717-23), 2 прелюдии-фантазии (1700-08), 15 двухголосных инвенций, 15 трёхголосных симфоний-инвенций (1700-23), Каприччо в честь Иоганна Христофа Баха (около 1704), Каприччо на отъезд возлюбленного брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello dilettissimo, 1704), фугетта c-moll (1700- 08), 2 фантазии и фуги (1717-23, после 1723), фантазия с неоконченной фугой C-dur (около 1708). 2 фантазии (1700-17), фантазия-рондо c-moll (1700-08), фантазия-прелюдия (a-moll, 1708-17), Хроматическая фантазия и фуга (a-moll, 1720-23), 8 фуг (1700-17), 2 фуги на тему Альбинони (1708-17), 7 токкат (1700-07, 1720), 2 сонаты (1700-09), ария с вариациями в итальянской манере (Aria variata alla maniera italiana, a-moll, около 1709), сюита (g-moll, 1700-03), 3 сюиты (1708-17), сюита f-moll (неокончена, 1717-23), 6 французских сюит (первые 5 сюит вошли в 1-ю нотную тетрадь Анны Магдалены Бах, 1722), 6 английских сюит (1720-22), Адажио (около 1720), Хорошо темперированный клавир (1-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1722; 2-я часть, 24 прелюдии и фуги, 1744), 6 партит (1726-30), Итальянский концерт F-dur (французская увертюра, 1735), Ария с 30 вариациями (Гольдберговские вариации, 1742), 2 нотные тетради Анны Магдалены Бах (Notenbuchlein fur Anna Magdalena Bach, 1-я тетрадь, 1722, 2-я тетрадь, 1725), Клавирная книжечка (Klavierbuchlein) Вильгельма Фридемана Баха (1720-23), Искусство фуги (1749-50); 

для одного инструмента соло-
3 сонаты для скрипки, 3 партиты для скрипки, 6 сонат (сюит) для виолончели, в том числе D-dur для виолы помпозы, соната для флейты, 3 партиты для лютни. Маленькая прелюдия для лютни; хоралы, духовные и светские песни, в том числе- 4 мотета для 8 голосов (между 1733 и 1734), сольные (итальянские кантаты, в том числе № 203- Амур изменник-Amore traditore, около 1734-35; № 209- He знаю, что такое грусть - Non sa che sia dolore, около 1734-35), каноны, в том числе Загадочный канон (посвященный Иог. Вальтеру, 1713), Загадочный 4-голосный канон (посвященный Фр. Гудеману, 1727), 2-голосный канон (посвященный И. М. Геснеру, 1734), Тройной 6-голосный канон (Canon triplex а 6 voc., 1747, представлен Бахом к вступлению в Мицлеровское общество), 3-голосный канон (для И. Г. Фульда, 1747), 7-голосный канон (для Балтазара Шмид-та, 1749), 186 хоралов для 4 голосов (опубликованы И. Кирнбергом и К. Ф. Э. Бахом, 1784-87), около 30 песен на немецкие духовные и светские лирические тексты (в том числе 21 вошла в так называемую "Музыкальную книгу песен" Г. Шемели - "Musikalisches Gesangbuch" и 10 песен из 2-й нотной тетради Анны Магдалены Бах); 

обработки для клавесина различных произведений-
в том числе 16 концертов разных авторов (А. Вивальди, Б. Марчелло, герцога И. Э Веймарского, Г. Ф. Телемана и др., около 1717) и др.

И много, много, много других произведений... 



Ниже мы приводим автограф великого музыканта и композитора - 


KGNPP. 26.08.2000 
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ДЛЯ ДИССЕРТАНТОВ

Центр БИОСТАТИСТИКА выполняет работы по статистическому анализу экспериментальных данных уже более 30 лет. В его составе исследователи России, США, Израиля, Англии, Канады и других стран. Услугами Центра пользуются аспиранты и докторанты в области медицины, биологии, социологии, психологии и т.д. Стандартные сроки анализа данных: для статей и докладов - 5-10 дней, для кандидатских диссертаций 1 месяц, для докторских диссертаций 1,5 месяца. (См. далее)

Отзывы заказчиков по статистическому анализу данных

Дистантное обучение биостатистике с помощью IP-телефонии. Информация о специализированных курсах и семинарах по прикладной биостатистике для студентов, аспирантов, докторантов и научных сотрудников НИИ и вузов работающих в области биологии, медицины, социологии, психологии и т.д. (См. далее)

Отзывы по дистантному обучению статистике  


1998 - 2013.© Василий Леонов

Доказательная или сомнительная? Медицинская наука Кузбасса: статистические аспекты.

Возврат на главную страницу

Возврат в КУНСТКАМЕРУ

Т. Кун "Структура научных революций"